Число сайтов в рунете, принимающих онлайн-платежи за товары и услуги, в 2015 году увеличилось с 82 тыс. до 88 тыс., говорится в отчете исследовательского центра MARC. Наиболее популярным средством оплаты остаются банковские карты — их используют 76% ресурсов. Сервис "Яндекс.Деньги" используется на 56% сайтов, еще 47% используют WebMoney, 45% — Qiwi, 13% — PayPal и 3% — RBK Money.
Доля сайтов с прямым банковским эквайрингом составила лишь 10%, тогда как 80% сайтов подключают оплату через платежных провайдеров, отмечается в исследовании. Использовать готовое платежное решение — самый простой способ для подключения разных методов оплаты, говорит директор digital-направления MARC Дмитрий Климашевский. Так, наиболее популярным решением стала "Яндекс.Касса", через которую принимали оплату около 24% сайтов. 20% используют Robokassa, 5% — Interkassa, 4% — Unitpay, 2% — WalletOne и Oplata.com.
При этом 64% интернет-магазинов используют только один из способов приема платежей, 4% — два, а 32% подключили три и больше. "В целом тенденция такая: все магазины постепенно приходят к тому, что один метод оплаты на сайте — вчерашний день. Поэтому сокращается число магазинов, где можно заплатить, к примеру, только картой",— добавляет представитель "Яндекс.Денег" Евгения Арнаутова.
Количество интернет-покупателей, предпочитающих заранее оплачивать товары и услуги на сайте, а не расплачиваться наличными с курьером или в пункте самовывоза, выросло на 10% в 2015 году, говорит директор по развитию бренда QIWI Мария Бужинская. Но 45% покупателей все еще предпочитают оплату при получении товара, говорит она. "Несмотря на бурное развитие безналичных способов оплаты, в том числе электронных кошельков, которые уже использует для оплаты каждый четвертый покупатель, наличные деньги все еще являются одним из самых популярных способов оплаты в интернет-магазинах. Это связано как с развитием российского e-commerce, где традиционно сформировалась привычка оплаты наличными после проверки товара, так и с недоверием к безналичным деньгам и страхом мошенничества",— поясняет госпожа Бужинская.
В отдельных магазинах доля клиентов, по-прежнему оплачивающих заказ наличными, еще выше. Так, в 2015 году доля клиентов svyaznoy.ru, оплативших заказ онлайн, превысила лишь 10%, говорит представитель "Связного" Мария Заикина. "Объем таких клиентов заметно растет во время специальных акций, когда при предоплате заказа клиентам предоставляется скидка. В такие моменты доля prepaid-заказов может превышать 20%",— добавляет она. Подавляющее большинство пользователей, оплачивающих товар на сайте, пользуются банковскими картами, доля оплат "Яндекс.Деньгами" незначительна, уточняет госпожа Заикина.
Мария Коломыченко