На российском рынке появится первый криптоинвестиционный банк. Компания, зарегистрированная в российской юрисдикции, будет работать под брендом HASH. HASH не является дочерней компанией группы Qiwi, однако создается силами ее сотрудников. Об этом “Ъ” рассказал руководитель проекта, финансовый директор Qiwi Blockchain Teсhnologies (QBT) Яков Баринский (ранее работал в Credit Suisse, «Ренессанс Капитал» и др.). По его словам, заинтересованность в проекте проявил гендиректор и основной акционер группы Qiwi Сергей Солонин. Господин Солонин подтвердил “Ъ”, что рассматривал участие в проекте в качестве стратегического инвестора. Однако пояснил, что хотел бы понаблюдать за проектом в развитии и принять окончательное решение через какое-то время.
По сути, проект — это классические инвестбанковские услуги, перенесенные на рынок виртуальных активов. «Мы помогаем компаниям проходить через этап фандрайзинга. Монетизация классическая: мы получаем свою комиссию после того, как компания с нашей помощью привлекла средства на рынке»,— рассказывает господин Баринский. В роли технологического подрядчика выступает QBT. HASH же берет на себя процесс построения финансовой модели проекта: как будет работать токен, для чего он нужен, как будет использоваться. В настоящее время для вывода на ICO готовятся три компании. После этого HASH привлекает международные фонды, специализирующиеся на инвестициях в цифровые активы. По словам господина Баринского, сейчас компания сотрудничает с десятью такими фондами, объем самого крупного из них — порядка $100 млн. Кроме того, HASH собирается запустить работу аналитического подразделения. По словам господина Баринского, спекулятивность рынка и отсутствие на нем длинных денег — следствие того, что никто до конца не знает настоящую стоимость того или иного блокчейна в долгосрочной перспективе. Организация трейдинга, которая потребует уже получения лицензии, по словам господина Баринского, пока откладывается на следующий год.
По данным ресурса Coinschedule, с начала года в мире проведено 530 ICO. Объем привлечения составил $11,9 млрд. Самым крупным размещением было ICO Telegram ($1,7 млрд). По экспертным данным, на проекты с российским участием приходится 60–80% размещений.
Лидеры традиционного инвестбанкинга восприняли бизнес-идею выходцев из Qiwi сдержанно оптимистично. Так, в ВТБ считают, что заинтересованность классических инвестбанков в рынке цифровых активов будет расти пропорционально усовершенствованию законодательной базы. При этом, отмечают в пресс-службе кредитной организации, технология блокчейн в целом «хорошо подходит как для традиционного корпоративного банковского бизнеса, так и для инвестиционного». По словам инвестбанкира, пожелавшего остаться анонимным, классические продукты привлечения капитала на рынке инвестбанковских услуг отличаются от «рынка криптовалют». «Это другой продукт, наиболее близкий к венчурному капиталу (или даже привлечению капитала на более раннем этапе). Поэтому даже с точки зрения сути продукта эти две ниши мало пересекаются»,— отмечает собеседник “Ъ”.
Кроме того, собеседники “Ъ” указывают на слишком высокие риски потери инвесторами средств. «Когда консультант действует добросовестно и не намеревается обмануть инвестора, но в итоге инвестор вложился в скам (мошенническое ICO.— “Ъ”) и потерял деньги, возможно привлечение консультанта к гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязательств»,— напоминает руководитель практики финтех O2 Consulting Дарья Носова. Правда, для этого придется доказать, что именно консультант виноват в потере вложенных средств, а это будет непросто, так как договоры, как правило, содержат предупреждение, что деятельность по инвестированию в цифровые активы является высокорисковой.
Мария Сарычева