Сооснователь Qiwi Сергей Солонин приобрел 100% сервиса TimePad у его основателей и фонда Target Global, сообщили “Ъ” стороны сделки. По их словам, ее сумма превысила $10 млн.
TimePad основан Артемом Киселевым, Людмилой Павловой и Дарьей Устюжаниной в 2008 году. Компания специализируется на продаже билетов и помогает организаторам управлять событиями, взяв на себя «технические и бухгалтерские задачи». С начала работы проекта с его помощью проведено более 500 тыс. мероприятий. Ежегодный объем продаж билетов превышает 1 млрд руб., доля доходов от них достигает 70–80% оборота, уточняют в TimePad. Сервис также зарабатывает на продвижении событий через собственные рекламные каналы. Среди клиентов — Visa, Forbes, институт «Стрелка», «СКБ Контур» и парк Горького.
Международный венчурный фонд Target Global вложил в TimePad $1 млн в 2014 году и вышел с пятикратным возвратом инвестиций в денежном эквиваленте, говорит представитель фонда. При этом ниша, в которой работает сервис, по-прежнему «достаточно свободна», считает партнер Target Global Александр Фролов. Сергей Солонин также полагает, что у рынка организации событий есть «большой потенциал роста как в корпоративном секторе, так и в общественно-социальном».
Это вторая сделка с билетными сервисами за неделю, и в предыдущей также участвовал Сергей Солонин. 12 февраля стало известно, что консорциум инвесторов, в который входит господин Солонин, продал 100% ООО МДТЗК (работает под брендом Ticketland) оператору связи МТС за 3,25 млрд руб. Одновременно МТС приобрела 78,2% долей в сервисе Ponominalu.ru, исходя из оценки бизнеса в 495 млн руб. Объем рынка продажи билетов в театры и на концерты превышает 24 млрд руб. в год, оценивают в МТС, более 60% оборота приходится на Москву и Санкт-Петербург. Средняя цена билета растет, а трафик постепенно перетекает из офлайна в онлайн, добавляет представитель оператора. По данным МТС, на электронные билеты на события приходится около 43% оборота всего билетного рынка России, а в крупнейших городах они уже обогнали по продажам бумажные с долей более 60%.
Timepad — небольшой игрок на рынке онлайн-продажи билетов, который фокусируется на образовательных и бизнес-мероприятиях, отмечает инвестиционный директор Mail.Ru Group Алексей Милевский. «Этот сегмент растет быстрее, чем развлекательный рынок, и стремительно переходит в онлайн за счет того, что небольшие организаторы не могут самостоятельно провести эффективную дистрибуцию билетов. Это и могло заинтересовать покупателя»,— рассуждает эксперт. Но объем этого сегмента меньше, чем у рынка развлекательных билетов. Так, оценка аналога TimePad американского сервиса Eventbrite составляет около $1 млрд, в то время как работающие на развлекательном рынке Live Nation и Eventim оцениваются приблизительно в $9 млрд и $4 млрд соответственно, указывает господин Милевский. «У TimePad есть потенциал повышения монетизации за счет создания пользовательского продукта, что позволит получить дополнительную выручку от привлечения посетителей на мероприятия»,— заключает он.
Роман Рожков, Елизавета Макарова