Почти два года назад, 24 декабря 2018 г., Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) дополнила условия использования для полос радиочастот 864-865 МГц, 866-868 МГц, 868,7-869,2 МГц таким требованием (протокол №18-48, п. 22): "С 1 декабря 2020 г. допускается использование базовых станций, произведенных на территории РФ, которым присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (условие не распространяется на базовые станции, зарегистрированные до 1 декабря 2020 г.)". Именно в этих полосах частот работает большинство сетей интернета вещей (IoT).
Постановление правительства РФ, в котором зафиксирован порядок получения статуса ТОРП (№878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории России при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, …"), появилось только 10 июля 2019 г. "У производителей было неполных полтора года на разработку, тестирование, организацию выпуска, оформление документов на получение ТОРП и саму процедуру включения в реестр", - указывала АИВ в сентябрьском письме.
Как отмечает председатель АИВ Андрей Колесников, и без того сжатые сроки на получение статуса ТОРП для отечественных разработчиков оборудования IoT оказались де-факто еще короче из-за пандемии коронавируса. "Процесс предоставления статуса ТОРП для оборудования IoT подвис", - подтверждает технический директор ООО "Концерн Гудвин" (Goodwin) Михаил Нагорский. С этим не согласен один из членов Межведомственного экспертного совета при Минпромторге России по присвоению телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории РФ, статуса ТОРП (пожелавший остаться анонимным): "Все документы для присвоения статуса ТОРП направляются в электронном виде. Несмотря на пандемию, все работало, и документы можно было направлять без задержек".
Андрей Колесников сообщил корреспонденту ComNews, что в ответ на письмо с предложением перенести сроки вступления в силу решения ГКРЧ по IoT-сетям на год вперед, которое АИВ послала в Минцифры 15 сентября, заместитель главы этого ведомства Олеги Иванов сообщил: "Данный вопрос может быть рассмотрен на заседании ГКРЧ в IV квартале 2020 г.". Условием рассмотрения названы предоставление радиочастотной заявки для внесения изменений в решение ГКРЧ №07-20-03-001 от 7 мая 2007 г., а также материалов с обоснованием необходимости переноса сроков и графиком перехода операторов на отечественное IoT-оборудование. По данным Андрея Колесникова, АИВ уже заканчивает подготовку этого пакета документов.
Ситуация с наличием отечественного оборудования для сетей IoT качественно отличается от положения дел с аппаратурой для 5G. Если для сетей пятого поколения российские разработчики пока не продвинулись дальше прототипов, не имеют ни одного патента на составляющие стек 5G технологии и сами признают, что смогут вывести на рынок коммерческие образцы не ранее конца 2023 г., то в IoT в России действует несколько разработчиков отечественного оборудования. Два из них своими силами создали новые радиотехнологии: ООО "Телематические Решения" (торговая марка WAVIoT) разработало беспроводную технологию NB-Fi, а ООО "Современные Радио Технологии" (СРТ, торговая марка СТРИЖ) - технологию XNB. В 2019 г. протокол NB-Fi утвержден Росстандартом как предварительный национальный стандарт в России (ПНСТ 354-2019 "Протокол беспроводной передачи данных на основе узкополосной модуляции радиосигнала (NB-Fi)").
XNB, как решение, не получало документы о предварительном стандарте, но стоит отметить, что ГКРЧ в ноябре 2018 г. выделила диапазон частот 863-865/874-876 МГц, причем с повышенной мощностью базовых станций и сенсоров - с целью создания федеральной сети транспортной телематики, а Минцфиры согласовало и реализовало НПА по правилам применения (сеть строит ООО "ГЛОНАСС-ТМ", под управлением которого находится СРТ).
Заместитель генерального директора WAVIoT Андрей Бакуменко уверен, что даже если срок вступления в силу решения ГКРЧ о создании IoT-сетей исключительно на отечественном оборудовании не будет перенесен, на рынке ничего не изменится. "Большого спроса в России на базовые станции IoT сейчас нет - все, кто хотел, уже ввез, установил и зарегистрировал их на перспективу, и этих станций хватит им до момента получения статуса ТОРП", - говорит он. Источники на рынке заверили ComNews, что так, в частности поступили компании "ЭР-Телеком Холдинг" (которая разворачивает федеральную IoT-сеть стандарта LoRaWAN) и ООО "Энерго Капитал" (эксклюзивный провайдер сети на французской технологии Sigfox).
Однако региональный менеджер Sigfox по РФ Сергей Езык это опроверг: "Операторы IoT-сетей не создали заранее запасов базовых станций, поскольку это заморозка значительных средств. Соответственно, с 1 декабря из-за отсутствия базовых станций мы, скорее всего, увидим замедление или даже отсрочку реализации большого количества проектов цифровизации в России сроком на год и более". Член Межведомственного экспертного совета при Минпромторге оппонирует: "Все, кто захочет, смогут реализовать IoT-проекты на решениях со статусом ТОРП".
Директор по маркетингу ООО "Современные радио технологии" (СТРИЖ) Михаил Пихлак, напротив, предвидит изменения на рынке IoT после 1 декабря 2020 г.: "Мы ожидаем меньше анархии и больше порядка. Именно для этого регулятором вводятся те или иные требования, которым должны следовать все игроки рынка, а на деле следуют единицы. Это касается не только требования наличия статуса ТОРП для базовых станций IoT, но и соблюдения правил оказания услуг связи с использованием данного оборудования. Сейчас масса операторов предоставляют коммерческие услуги в сфере IoT на несертифицированном оборудовании, что незаконно. Мы ожидаем, что это тоже будет отрегулировано".
Андрей Колесников отмечает, что отечественные разработки IoT уже практически полностью заменили зарубежные аналоги на российском рынке. "Все базовые станции и серьезная доля устройств IoT с протоколом LoRa изготовлены в России. Продукция WAVIoT, GoodWAN или СТРИЖ - также российского происхождения", - говорит он. При этом Андрей Колесников указывает на проблему с получением статуса ТОРП для всех российских производителей оборудования IoT, которые используют модель аутсорсинга. Согласно требованиям постановления правительства №878, производитель отечественного телеком-оборудования должен быть разработчиком конструкторской документации на него, включая архитектурное решение по разработке телекоммуникационного оборудования, схему принципиальную электрическую, шаблон печатных плат электронных блоков для телекоммуникационного оборудования, а также разработчиком программной, эксплуатационной и технологической документации (или, как минимум, обладать правами на такую документацию в объеме, достаточном для его производства, модернизации и развития).
Одним из крупных российских производителей оборудования на базе технологии LoRaWAN является новосибирское ООО "Вега-Абсолют", которое пока не смогло получить статус ТОРП. Тот же член Межведомственного экспертного совета при Минпромторге отмечает: "Эта компания - обычный интегратор, ничего своего в решение она не добавляет и использует полностью готовую документацию LoRaWAN". Знакомый с ситуацией источник, вхожий во ФГУП "МКБ "Электрон" (сопровождает деятельность Межведомственного экспертного совета при Минпромторге России по присвоению статуса ТОРП), утверждает, что "Вега-Абсолют" подала документацию в формате Word - вместо документов по ГОСТ, с инвентаризационным номером.
Андрей Бакуменко из WAVIoT рассказал корреспонденту ComNews: "Есть довольно большой, но понятный список документов, который нужно подготовить и подать для присвоения статуса ТОРП. Например, наше заявление занимало более 1000 страниц и включало 118 файлов".
Михаил Пихлак не сомневается, что российские IoT-разработки смогут полностью заменить зарубежные аналоги. "Более того, мы считаем, что у отечественных разработок есть большой экспортный потенциал, особенно в нишевых сферах", - добавил он.
Владислав Тамаркин, начальник отдела развития сетей связи ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" Минтранса РФ, считает, что для каждой технологии IoT существует своя ниша: "С моей точки зрения, для критически важных объектов инфраструктуры необходимо использовать отечественную технологию, а на массовом рынке будут применяться общемировые технологии, такие как NB-IoT или LoRaWAN". Владислав Тамаркин отмечает, что даже в случае применения в России зарубежных технологий IoT они используются только на физическом уровне, а сетевой уровень и, тем более, приложения строятся на отечественном ПО. "Защита информации в сетях IoT для телеметрии и систем управления транспортными объектами крайне необходима, - дополнил он. - В настоящее время в рамках одного из НИР Минтранса разрабатываются отечественные средства криптографической защиты информации в сетях IoT".
Наличие отечественных технологий IoT позволяет владельцам критически важной инфраструктуры создавать сети интернета вещей на их основе уже сейчас, не дожидаясь вступления в силу регуляторных требований. Как сообщил корреспонденту ComNews Владислав Тамаркин, в настоящее время заканчивается строительство IoT-сети на участке Карталы (граница с Казахстаном) - Красное (граница с Белоруссией) в интересах РЖД. Для этих целей применяется технология XNB. "
Концепция развития сетей узкополосной связи по технологии LPWAN для сбора телеметрической информации на транспортной инфраструктуре предусматривает строительство сетей по этой технологии на других транспортных объектах. С учетом решения ГКРЧ о возможности применения в XNB повышенной мощности базовых станций и сенсоров, а также особенностей этой технологии ее развитие актуально для транспортного комплекса, особенно для критически важных объектов", - рассказал Владислав Тамаркин.
Андрей Бакуменко полагает, что в 2021 г. зарубежные разработчики IoT-технологий начнут создавать в России партнерства с местными игроками для локализации оборудования. Французская фирма Sigfox именно так планирует поступить. "Требование с 1 декабря этого года использовать только базовые станции IoT, имеющие статус ТОРП, - серьезный вызов для отрасли. Локализация производства - процесс сам по себе небыстрый: например, автопроизводители потратили пять-семь лет на решение аналогичной задачи. Но помимо этого, сертификация ТОРП - длительный и сложный процесс. Sigfox работает в 72 странах мира, понимает серьезность этой задачи, и мы начали подготовку к локальному производству сразу после принятия решения регулятором. Но из-за COVID-19 процесс и у нас, и у других производителей был заморожен почти на год. Речь идет не только о зарубежных компаниях, но и о десятках российских предприятий, имеющих многолетний опыт производства и выпускающих миллионы IoT-устройств ежегодно. Кроме одной-двух компаний, никто не успел получить сертификат ТОРП", - сообщил ComNews Сергей Езык из Sigfox.
Владислав Тамаркин из "ЗащитаИнфоТранса" не верит, что иностранные компании будут создавать в России центры разработок и передавать им полную технологическую документацию: "Учитывая относительно небольшой объем нашего рынка, вряд ли это произойдет. Да и не вижу особой необходимости в этом: в РФ много небольших квалифицированных коллективов, способных решать задачи создания продуктов IoT".
Леонид Коник