Жесткая конкуренция
Лидер российского рынка в сегменте дорогих смартфонов — компания Apple — в этом году столкнулась с жесточайшей конкуренцией. В первом полугодии ее доля продаж в сегменте смартфонов дороже 25 тыс. руб. рухнула по сравнению с тем же периодом 2014 года сразу на 20,7% в натуральном выражении и на 21,3% — в денежном. Продажи Samsung за тот же период выросли вдвое, Sony — почти в три раза: доля рынка корейского производителя по итогам полугодия составила почти 23%, японского — 11,5% (в натуральном выражении). Такие данные содержатся в отчете исследовательской компании GFK (есть в распоряжении РБК; подлинность документа подтвердили представители нескольких ретейлеров).
На этих троих производителей вместе приходится больше 96% рынка в премиальном сегменте смартфонов (как в деньгах, так и в штучном выражении).
Всего в первой половине 2015 года в России было продано около 792 тыс. таких смартфонов на сумму более 31 млрд руб. Несмотря на кризис, спрос россиян на дорогие телефоны значительно вырос: год к году их продажи увеличились на 21,8% в натуральном выражении и сразу на 55% — в денежном. При этом общие продажи мобильных телефонов упали: всего в первом полугодии в России было продано около 17 млн мобильных телефонов на сумму около 116 млрд руб. против 19 млн устройств на 113 млрд руб. за первые шесть месяцев 2014 года.
Новые модели
В начале 2014 года в сегменте смартфонов дороже 25 тыс. руб., по сути, была только одна «объемообразующая» модель — iPhone 5S, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. Продажи флагманского телефона Samsung Galaxy S5 стартовали только в апреле 2014 года, у Sony в этом сегменте продавалась только модель Xperia Z2, которая вышла на рынок в мае, напоминает она. Сейчас из-за роста цен и выхода новых моделей в премиальном сегменте оказалось в три-четыре раза больше устройств (в интернет-магазине «Связного» их около 20), так что Apple приходится делить рынок с другими игроками, заключает Заикина.
Глава Samsung Mobile Джей Кей Шин в марте заявил, что «ставит целью укрепить позиции компании в премиальном сегменте». В этом году Samsung анонсировала сразу две флагманские модели — Samsung Galaxy S6 и Samsung Galaxy S6 edge. В России их продажи в деньгах уже опережают прошлогодний флагман, утверждает глава Samsung Mobile в России Аркадий Граф. Источник, близкий к компании, уточнил, что с января по июнь 2015 года она продала 47 500 моделей линейки S6 на сумму 2,2 млрд руб. против 49 тыс. Samsung Galaxy S5 на 1,4 млрд руб. за первые шесть месяцев 2014 года.
Sony Mobile входит в первую тройку в премиальном сегменте за счет своей серии Xperia Z с моделями Z3 и Xperia Z3 Compact, а также благодаря набирающей популярность новинке Xperia Z3+, считает вице-президент и глава Sony Mobile Communications CIS Алексей Ермаков.
Представитель Apple не ответил на запрос РБК.
Sony наращивает свою долю за счет выхода «достойных моделей в этом сегменте», согласен вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. Эффект от нового флагмана Samsung, по его словам, длился два месяца, но в июне доля производителя упала ниже максимальных показателей прошлого лета. С выходом нового iPhone доля Samsung снова провалится ниже 10%, прогнозирует он.
С этим не согласен представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, Samsung во втором квартале 2015 года стал единственным A-брендом, которому удалось увеличить продажи, выручку и долю на рынке смартфонов. К примеру, ежедневные продажи LTE-смартфона с изогнутым экраном Samsung Galaxy S6 edge после снижения цен на них в мае—июле увеличились в шесть раз в сравнении со средними данными апреля.
Ирина Юзбекова