Дешевле, чем у Apple
Источник РБК на телекомунникационном рынке со ссылкой на данные исследовательской компании GfK рассказал, что продажи iPhone в России за январь-февраль выросли на 12% в штуках и примерно на 53% в деньгах. В GfK на запрос РБК не ответили.
Продажи iPhone растут, несмотря на то что в декабре, после резкого падения рубля, компания повысила цены на свою технику более чем на 30%. Предыдущее повышение было в конце ноября, тогда продукция Apple подорожала на 20–25%. Первоначально многие ретейлеры пытались поднимать цены вслед за Apple, но затем остановились, говорит старший аналитик IDC Наталья Виноградова, и те из них, кто продает iPhone дешевле официальной цены, смогли замедлить падение спроса.
Представитель «Юлмарта» Ксения Иванова подтверждает, что в первые месяцы 2015 года ретейлер продавал технику Apple по ценам ниже официальных (49990 руб. за iPhone 6 с 16 Гб вместо 53 990 руб.), поскольку в «Юлмарте» на начало года оставался большой товарный запас. В результате в «Юлмарте» продажи iPhone в январе выросли в штуках на 40%, а в феврале – на 70% год к году, рассказала Иванова.
В розничной сети МТС цены на технику Apple тоже ниже рекомендованных производителем, следует из информации на сайте оператора. При этом продажи смартфонов Apple в сегменте от 20 тыс руб. в штуках в январе остались на уровне 2014 года, а в феврале несколько снизились, рассказали в пресс-службе МТС.
Представитель Apple не ответил на запрос РБК.
Падение по GfK
Хотя продажи iPhone не падают, по данным GfK, которые цитируют два источника РБК, доля смартфонов Apple на российском рынке в количественном выражении в январе 2015 года снизилась с 10% до 9% по сравнению с прошлым январем. В кризис спрос замедляется даже на премиум-продукцию, говорит Наталья Виноградова из IDC. По данным IDC, в 2014 году в Россию было отгружено 27,47 млн смартфонов на сумму $6,321 млрд. Доля Apple в 2014 году в штуках составила 11,8%, а в деньгах – 23,8%.
Цены на смартфоны повысились у всех производителей, но есть вендоры, которые сдерживают рост за счет своих маркетинговых бюджетов, а есть те, кто от этого отказывается, говорит директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. Рост цен на iPhone выше, чем у главного конкурента Samsung (повысил цены на устройства линейки Galaxy в пределах 3 тыс. руб.), поэтому доля Apple на рынке продолжает снижаться, добавляет он. По данным «Евросети», доля iPhone на российском рынке упала с 10,5% в январе 2014 года до 8,5% в январе 2015-го.
Другие флагманы
Можно было бы предположить, что рост цен приведет к тому, что покупатели переориентируются на более бюджетные устройства, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. Но сейчас интерес к флагманским моделям сохраняется на высоком уровне, утверждает она. По словам Заикиной, в России по итогам первых двух месяцев 2015 года доля дорогих устройств в сегменте флагманов около 9% в физическом выражении и 35% в деньгах, что выше показателей всего 2014 года (8% и 27% соответственно).
В розничной сети «Билайна» в январе-феврале тоже не увидели заметного снижения продаж дорогих смартфонов, говорит представитель компании Анна Айбашева. В «Юлмарте» продажи флагманов Sony (от 22 тыс. руб.) выросли более чем на 25% в штуках, продажи дорогих моделей Samsung не изменились. Спрос на смартфоны Sony с ценой выше 20 тыс. руб. увеличился на треть, а лидерами по темпам роста стали смартфоны Samsung, продажи которых выросли в 1,3 раза, утверждает представитель МТС.
Впрочем, весь премиальный сегмент растет не у всех продавцов. В розничной сети МТС продажи гаджетов стоимостью больше 20 тыс. руб. в январе 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го сократились на четверть, в феврале – на треть, рассказали в пресс-службе компании. В сети «МегаФона» продажи премиальных смартфонов в январе и феврале снизились в два раза в штуках, и на четверть в деньгах год к году, рассказала пресс-секретарь оператора Алия Бекетова.
Ирина Юзбекова