По информации АЦ и ВЦИОМ, большинство граждан (75%) слышали о технологии искусственного интеллекта, но понимают ее сущность только треть - 29% респондентов смогли дать определение ИИ, 38% - назвали сферы его применения. Содержательными знаниями об ИИ чаще обладает молодежь 18-24 лет (42%).
Большинство россиян относятся к распространению технологий ИИ положительно или нейтрально. 48% населения выразили интерес, восхищение, воодушевление, доверие технологии, 31% - нейтральное отношение, 7% - удивление и иные эмоции, а 12% высказали негативные эмоции. Граждане наиболее положительно оценивают потенциальное внедрение ИИ в науку (72%), промышленность (69%) и транспорт (66%).
Негативное отношение населения к ИИ в основном связано с возможностью технических сбоев (31%): 17% респондентов в качестве причины назвали проблемы в работе техники, 8% - выход машин из-под контроля, 6% считают, что в целом человек надежнее. Также негативное отношение обусловлено угрозой безопасности личных данных (21%) - взлома и хищения персональных данных (12%) и нарушением личного пространства (9%), непредсказуемостью перспектив (5%), отсутствием знаний о последствиях внедрения (12%) и представлением о плохом влиянии замещения взаимодействия между людьми (16%).
Россияне декларируют высокий уровень готовности личного использования сервисов на основе технологий ИИ. Самая высокая готовность использования сервисов с использованием искусственного интеллекта в отношении получения государственных услуг (68%), решения бытовых задач (54%), в сфере досуга и развлечения (54%), а также в таких сферах как медицинская помощь и диагностика (52 %) и образование и профориентация (44%).
Результаты опроса также опровергают стереотип о негативном влиянии искусственного интеллекта на рынок труда: 68% населения не опасаются замещения человека технологиями ИИ в своей профессии, чаще - мужчины (75%) и молодежь 18-24 лет (79%).
Большинство населения (87%) полагает, что государство должно способствовать развитию технологий искусственного интеллекта, в первую очередь за счет создания и финансирования программ профессионального образования (38%). При этом более половины (59%) населения не хотели бы пройти обучение в сфере искусственного интеллекта в ближайшие несколько лет. Среди предложенных направлений госполитики в этой области нашли поддержку населения: программа переподготовки кадров (36%) и программа внедрения искусственного интеллекта в системы государственного здравоохранения и образования (35%). Также респонденты считают необходимым предоставлять финансовую поддержку компаниям, занимающимся разработкой технологий ИИ (35%), совершенствовать законы в данной сфере (34%) и внедрять технологии в систему получения госуслуг (34%).
Вряд ли готовность россиян к использованию ИИ может повлиять на распространение технологии и ее активное распространение исполнительный директор Artezio (входит в группу компаний "Ланит") Павел Адылин. "Сегодня, не придавая этому значению, миллионы россиян пользуются ИИ в разных продуктах - начиная от подбора музыки и фильмов и заканчивая персональным помощником, который работает на большинстве смартфонов. Опасаться, что завтра ИИ лишит кого-то работы - все равно что выступать против использования электричества, компьютеров или технического прогресса", - уверен специалист.
Павел Адылин полагает, если ИИ будет распространяться стремительно, то процент людей, которые опасались бы за свое рабочее место, будет расти. Пока нет случаев, когда он бы заменил собой всех работников предприятия. "Будет ли ИИ использоваться все больше и больше? Да, конечно. Интерес к технологии постоянно растет, что стимулирует разработку решений с ее применением. Среди основных сфер применения ИИ - беспилотный транспорт, медицина, транспортная логистика и торговля", - говорит представитель Artezio.
Заместитель руководителя департамента бизнес-решений Softline Максим Мельситов считает, что для большей части россиян сервисы с ИИ незаметно заменят людей. Они будут пользоваться цифровыми сервисами все больше и больше, и чем качественнее сервисы будут становиться, тем больше пользователей будет вовлечено. "При этом наверняка будут развиваться и сервисы, построенные на человеческом общении, а не работе ИИ - они, скорее всего, будут позиционироваться как элитные и уникальные", - предположил обратный тренд эксперт Softline.
По его мнению, наиболее распространенные сферы применения технологии - распознавание текста и человеческой речи, а также анализ информации внутри систем фотовидеофиксации. Следующей вехой в развитии ИИ будет ее повсеместное внедрение, прогнозирует Максим Мельситов: "Например, в области транспорта - пока известно только о пилотных проектах. Этот этап потребует в том числе серьезной работы по переквалификации персонала - например, водителей такси необходимо будет обучить работе в качестве операторов, удаленно контролирующих работу ИИ". Представитель Softline говорит, что процент будет изменяться в меньшую сторону - люди с воодушевлением смотрят на новые технологии, но когда ИИ начнет занимать рабочие места, эта ситуация начнет меняться. "Тут важен подход государства к образованию и переквалификации населения в области компетенций цифровой экономики", - подытожил Максим Мельситов.
ИИ помогает упростить бытовые процессы. "И люди, которые пока не применяют сервисы с ИИ, рано или поздно начнут ими пользоваться, так как постоянно будут слышать положительные отзывы об их эффективной работе. К тому же, чем дольше подобные сервисы будут внедряться в повседневную жизнь, тем больше людей будут уверены в их безопасности", - предполагает представитель КРОК Павел Панкин.
Он не ожидает появления инновационной сферы применения ИИ, так как технология уже используется практически во всех сферах жизни. По словам Павла Панкина, ИИ будет только совершенствоваться, а автоматизация на его основе, вероятнее всего, появится в большем количестве профессий. "Это приведет к повышению процента людей, которые будут опасаться всеобщей автоматизации и проникновения ИИ в жизнь. В первую очередь речь пойдет о людях, профессия которых связана с физическим трудом", - сказал предствитель КРОК.
Анастасия Самсонова