Опросы компаний и исследования показывают, что за последний год именно эти крупнейшие IT-компании дали 45% годового прироста зарубежных накоплений американского бизнеса, или $69 млрд, из которых ни цента не попадет в бюджет США.
Суммарный объем зарубежных накоплений американских компаний уже достигает почти $2,1 трлн.
Суммы поистине гигантские. За счет этих денег можно покрыть дефицит бюджета США за 3,5 года. Налогами, которые потенциально могут быть получены с Microsoft, можно обеспечить годовой бюджет NASA и министерства торговли, налоги с Apple позволят оплатить расходы на транспорт и систему социального обеспечения, с Oracle — на обеспечение занятости и охраны труда, а за счет сумм, взысканных с пяти крупнейших американских банков, можно покрыть государственные затраты на энергетическую систему страны.
Поэтому президент Обама и законодатели с Капитолийского холма очень хотели бы получить хотя бы часть накопленной суммы и всячески побуждают компании возвращать деньги на родину. Обама заявил о намерении «починить» налоговую систему США.
Комизм ситуации заключается в том, что высокотехнологичные компании были провозглашены Обамой локомотивами американской цифровой экономики и на них зиждется ее впечатляющий рост за последнее время.
Сами IT-гиганты с удовольствием пользуются военным и политическим лидерством своей страны в мире для решения таких сложных вопросов, как попытки законодательно ограничить их рост и доминирование на рынках Европы и Китая. При этом руководствуются они прежде всего интересами акционеров и размером прибыли на акцию, а не нуждами своего правительства, поэтому не горят желанием возвращать в страну деньги и платить с них 35% налога.
Бизнес можно понять: он выбирает ту юрисдикцию, то есть страну, в которой ему предлагают наиболее благоприятный режим налогообложения. Так, Apple в прошлом году подверглась общественной критике за то, что юридически ее штаб-квартира располагалась в Ирландии, где она выплачивала всего 2% налога (Ирландию это очень устраивает, так как для нее и это — огромные деньги). И пока средства находятся за рубежом, остальные 33% можно не платить.
Ситуация усугубляется тем, что американские IT- и фармацевтические компании, по сути, производят только интеллектуальный продукт, который никак не привязан к территории, хотя и производится по большей части в США. При этом компании реального сектора, например нефтяные, не могут передвинуть вышку и избавиться от высоких налогов.
В результате, как бы парадоксально это ни звучало, высокотехнологичные компании выкачивают деньги из США в офшоры.
Однако закон позволяет им это делать, поэтому им можно только попенять, что руководство и акционеры IT-гигантов живут в США, пользуются их благами, а платить за это не хотят. В ответ компании избрали следующую тактику: они заявляют государственным органам США, что не будут возвращать деньги в страну, так как направляют их на инвестиции, чтобы приобрести еще больше активов за рубежом, увеличить стоимость компании и в будущем заработать для отечества еще больше денег.
Так, например, потребности Google выглядят следующим образом: примерно $20–30 млрд --– на крупные приобретения различного рода, $12–14 млрд — на разработку интеллектуальной собственности в зарубежных филиалах и $2–4 млрд — на капитальные вложения.
Вывод денег осуществляется угрожающими темпами.
Например, Microsoft утроила свои офшорные накопления с 2010 года, а Apple увеличила их с $12,3 млрд до $69,7 млрд за тот же период.
Тем не менее все понимают, что договариваться придется. Обама и законодатели-республиканцы из налоговых комитетов не собираются возвращаться к закону 2004 года, который вводил налоговые каникулы с обложением возвращенных в страну денег по ставке 5,25%, однако обещают понизить ставку до 14% для возращенных денег, которые были заработаны в прошлом, и до 19% для зарубежных денег, которые будут заработаны в будущем.
Это позволит получить $268 млрд за шесть лет, которые Обама хочет направить на развитие, например, скоростных дорог.
Специалист по международному налогообложению Розанна Альтшулер из Ратгерского университета считает, что разовый налог на прошлые доходы не окажет существенного влияния на решение компаний вернуть ту или иную часть денег, а вот ставка и порядок обложения будущих доходов вызовут много вопросов.
Президент Обама 2 марта уже провел встречу с директорами Xerox, Micron Technology, Qualcomm, IBM и EMC Corp., которые суммарно накопили в зарубежных офшорах $114 млрд, для предварительного обсуждения будущего закона.
Однако пока что законопроект застрял в конгрессе, так как республиканским конгрессменам не очень импонирует идея Обамы потратить суммы от единоразового налога на прошлые зарубежные доходы на строительство хайвеев.
А пока суд да дело, корпорации США продолжают перекачивать огромные суммы в те регионы мира, в которых можно почти не платить налоги и пользоваться выгодным статусом американских компаний.
Алексей Короткин