Аналитики делают вывод, что все больше читателей обращается к сайтам, агрегирующим новости, нежели к первоисточникам информационного продукта. 75% респондентов в США заявили, что в случае платного доступа на сайте газеты они предпочтут прочесть выдержки с новостных агрегаторов. В свою очередь, стремительно сокращается число людей, покупающих печатные версии газет, и тех, кто готов получать новости по платной подписке.
На Западе представители медиарынка всерьез озабочены проблемой недополучения трафика от поисковых систем. В прошлом году медиамагнат Руперт Мердок, которому принадлежат такие издания, как Sky News, The Wall Street Journal, The New York Post, London Times и Fox News, публично обвинил новостные агрегаторы в воровстве эксклюзивных материалов и пообещал запретить индексировать их. По его мнению, в результате газеты и журналы недополучают прибыль.
Никакой угрозы для СМИ агрегаторы новостей не несут, уверен владелец новостного портала Sostav.ru Александр Трубников: «Никто аудиторию у изданий не забирает, так как это аудитория самих поисковиков». Сегодня, по его мнению, в Интернете просто сложилась такая форма потребления новостей. Многим пользователям Интернета не важна суть новости, которая его конкретно не касается. «Тем, у кого основной бизнес не связан с получением новостей, достаточно обычных агрегаторов, чтобы быть в курсе происходящего, — объясняет он. — Заголовков для этого зачастую бывает достаточно».
Если какое-то издание решит отказаться от индексации своих новостей в поисковике, то потеряет от этого прежде всего само СМИ, потому что поисковики дают ощутимый приток пользователей всем онлайн-порталам, полагает г-н Трубников. Соглашается с ним и коммерческий директор «Коммерсанта» Павел Филенков, считающий, что говорить об ущербе от агрегаторов нельзя. «Если уж мы сами поддерживаем свои сайты и не считаем, что они вредят газетам, то можно говорить о конкуренции со стороны агрегаторов только лишь в отношении таких же онлайн-СМИ». Посетители сайтов печатных СМИ, по его словам, ориентированы не на сиюминутные новости, а скорее на аналитику или интересные материалы.
«У каждого издания, будь то «Коммерсант» или РБК daily, есть свое ядро лояльных читателей, которые будут покупать газету, несмотря на индексацию материалов в поисковиках, — объясняет Александр Трубников. — Однако именно поисковики способны увеличить эту аудиторию». «Так или иначе трафик агрегаторы генерируют», — резюмирует Павел Филенков.
Александр Кленин