На приложение Роскомнадзора для мобильных телефонов на базе Android и iOS, измеряющее качество сотовой связи, скинутся деньгами мобильные операторы. Программное решение будет готово до конца I квартала нынешнего года. Об этом «Известиям» сообщил глава Роскомнадзора Александр Жаров.
— Сейчас проект находится в стадии завершенной программной разработки, но нет решения, как организовать Apps (приложение для магазинов приложений. — «Известия») в Сети, — рассказал Жаров. — Если проще, то написан код. Чтобы дальше его собрать в программу [которую можно будет выложить в AppStore и Google Play], нужно людям заплатить деньги. Операторы связи не договорились между собой, как его запускать — когда 3–4 участника [рынка], сложно распределить, кто сколько тратит. Мои два заместителя этим вопросом занимаются, и мы надеемся, что некое решение, не связанное с затратой бюджетных средств, в январе-феврале найдем.
В Tele2 и «МегаФоне» подтвердили, что участвуют в переговорах с Роскомнадзором по поводу создания данного приложения. В «ВымпелКоме» от комментариев отказались.
— Нам известно о намерении создать еще одно приложение, которое позволит пользователям тестировать качество мобильного интернета – этот вопрос поднимался в рамках рабочей группы в Союзе LTE, — говорит официальный представитель МТС Дмитрий Солодовников. — Методика любого тестирования, которое создается с целью реального исследования качества интернета должна быть универсальной, согласованной со всеми операторами. Важно понимать, что любой результат пользовательского теста нужно трактовать не столько как качество услуг, сколько как уровень клиентского опыта, который может получить абонент с учетом ограничений его абонентского оборудования и тарифа.
Приложение будет оценивать качество связи 2G, 3G, 4G и Wi-Fi по сертифицированной Роскомнадзором и Минкомсвязью технологии измерения параметров качества. Все результаты будут доступны на сайте «качествосвязи.рф».
О том, что такое приложение может появиться, в интервью «Известиям» рассказывал замруководителя Роскомнадзора Олег Иванов. По его словам, программа должна быть с абсолютной степенью защиты персональных данных либо вообще без идентификации абонента. Она должна содержать функцию геолокации, чтобы определить, в какой точке производилось измерение, а трафик, генерируемый приложением, должен быть бесплатным для абонентов.
— Должен быть отображен уровень сигнала сотовой связи. Каждый смартфон или телефон имеет соответствующий индикатор на экране, но разные телефоны дадут разные значения для одного и того же оператора. Количество попыток голосового вызова до того момента, когда абонент ответит. Как быстро происходит отправка SMS. Программа должна запускаться или отключаться на смартфоне по решению самого абонента. Возможно, в ней необходимо предусмотреть режим автоматического измерения с какой-то периодичностью, например два раза в сутки, — рассуждал тогда о функционале приложения Иванов. — Полученные данные должны найти свое графическое отображение в простом и удобном пользовательском интерфейсе. Мне представляется, что это должен быть сервис наподобие «Яндекс.Пробок», где на карте в режиме реального времени фиксировались бы зоны с разным уровнем качества связи: красные зоны — связь плохая, зеленые — хорошая.
По словам представителей ведомства, приложение не будет помогать пользователю составлять жалобы на операторов в случае плохого качества связи. Оно лишь должно помочь пользователям понять, как работает определенный оператор связи в тех местах, где клиент чаще всего находится. Если его нынешний оператор работает плохо, то по процедуре переноса номера можно перейти к другому, у которого качество сигнала лучше в этих районах.
По данным ЦНИИ связи (оператор базы данных перенесенных номеров), на 11 января 2016 года было подано более 3,5 млн заявок на «переезд» к другому оператору связи с сохранением номера.
— Я думаю, что в появлении такого приложения заинтересованы все и прежде всего граждане, — отметил глава Роскомнадзора Жаров.
Подобное приложение уже есть у Tele2, называется «Компаньон». Оно уже несколько лет доступно для скачивания в Google Play и AppStore. Компания в апреле 2015 года сообщала, что приложение уже установили около 10 тыс. абонентов Tele2. В том месяце с его помощью в фоновом режиме было зафиксировано более 70 тыс. случаев снижения качества сервиса, что позволило выделить проблемные зоны в крупных городах. Оператор связи отметил, что наиболее популярные функции у пользователей «Компаньона» — тестирование уровня сигнала сети внутри помещений и измерение скорости передачи данных.
Во сколько обойдется создание приложения Роскомнадзора для определения качества связи, не сообщается.
— Обсуждение находится на раннем этапе, и оценить стоимость подобного приложения пока затруднительно, — заявил официальный представитель Tele2 Константин Прокшин.
По словам главы компании Go-Promo Дмитрия Лещева, стоимость любого приложения складывается из стоимости человеко-часов, затраченных на него.
— В данном случае на разработку приложений под iOS и Android с грамотно спроектированным интерфейсом и интеграцию с серверной частью может уйти от 1 до 4 месяцев в зависимости от набора функций и скорости работы исполнителя, — рассуждает Лещев. — Стоимость же может варьироваться от 0,5 млн до 5 млн рублей за обе платформы. Теоретически, может и выше — зависит от уровня исполнителя.
В МТС не понимают зачем операторам платить за создание еще одного приложения, которое функционально будет дублировать имеющиеся более популярные аналоги.
— МТС уже использует широкий набор данных для оценки качества связи, в том числе результаты миллионов замеров скорости интернета с помощью приложения SpeedTest, которые пользователи проводят со своих устройств, а скорость меряется до наиболее популярных серверов, — говорит Солодовников. — Такое тестирование отражает реальное поведение абонентов в интернете, а его результаты учитываются МТС при развитии сети.
Владимир Зыков