Проект "Почты России" должен был стартовать еще в середине ноября. Планировалось, что сначала "государственным e-mail", который расположен по адресу zakaznoe.russianpost.ru, смогут пользоваться жители Московской области, а с 2015 года — других регионов. Запуск рассылки отложен на неопределенный срок, сообщил "Ъ" источник в руководстве "Почты России" и подтвердил федеральный чиновник. Собеседники рассказывают, что Минкомсвязь уже три месяца не может зарегистрировать в Минюсте новую редакцию правил оказания услуг почтовой связи. Этим документом планируется узаконить понятие простых и заказных электронных писем, которые будут рассылаться "Почтой России".
Статс-секретарь--замминистра юстиции Юрий Любимов подтвердил "Ъ", что новая версия правил оказания услуг почтовой связи находится на регистрации в Минюсте уже около трех месяцев. По его словам, Минкомсвязь недоработала новую версию документа. В частности, министерство так и не определило, как доказать факты отправки электронных писем ведомствами и факты получения и прочтения документов гражданами. Кроме того, в документе не указано, как будут распределяться адреса граждан, пользующихся "государственным e-mail". В этом Минюст усмотрел серьезные риски, потому что электронные письма могут быть использованы, к примеру, при рейдерских захватах собственности. "Предположим, прислали человеку электронное уведомление или исковое заявление, а он не смог его прочитать, не открылось, не пришло — он пропустил срок, проиграл суд или потерял актив. Начинает оспаривать. Как суду или эксперту, в том числе из Минюста, понять, было ли получено письмо или нет? Какими техническими нормами руководствоваться?" — перечисляет Юрий Любимов. В пресс-службе Минкомсвязи заявили, "что документ разрабатывается совместно с Минюстом в рабочем порядке".
В 2013 году Министерством внутренних дел, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой судебных приставов было отправлено 350 млн заказных писем. Затраты на их доставку составили 6 млрд руб. При этом от 20% до 40% писем не доходит до адресата.
По словам заместителя гендиректора "Почты России" Родиона Шишкова, пользователи zakaznoe.russianpost.ru будут регистрироваться через единую систему идентификации и аутентификации, которая уже используется на портале госуслуг. "Система достоверно знает, какие электронные письма вы прочитали, а какие нет",— утверждает Родион Шишков. Вопрос распределения адресов в государственной электронной почте также, по его словам, решен. "Для того чтобы получать письма заказные или простые в электронном виде, вам самому нет необходимости знать свой электронный адрес и его кому-то показывать. Вы сообщаете только адрес прописки или временной регистрации. Мы сможем связать вас как уникального получателя в электронной системе с тем, кому государственный орган отправил письмо по адресу прописки или регистрации. При этом на вас не ляжет обязательство сообщать госорганам новый адрес при переезде",— продолжает он. Система zakaznoe.russianpost.ru по архитектуре будет похожа не на традиционный e-mail, а скорее на социальную сеть Facebook. "Там нет адреса электронной почты, на которую шлют сообщения, а там есть вы как качественно идентифицированный участник, и вам могут отправляться именные сообщения",— сказал Родион Шишков.
Минюст справедливо требует указать процедуру подтверждения фактов отправки и прочтения электронного письма, считает президент Фонда информационной демократии Илья Массух. Переписку в "государственном e-mail" нужно подтверждать электронно-цифровой подписью с указанием времени, которое регистрируют системы "электронного правительства", говорит он. Скорее всего, трудности в согласовании возникли потому, что "Почта России" не упоминается в нормативной базе как исполнитель услуг в рамках "электронного правительства", отмечает господин Массух.
Сейчас, в соответствии с рядом законов, лицо считается уведомленным в том случае, если им получено только извещение о доставке заказного письма, при этом не имеет значения факт получения письма на почте, отмечает адвокат адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Михаил Ильин. Подобный порядок опасен, так как часто граждане не являются на почту по различным причинам. В связи с этим, продолжает он, обсуждаемый сервис является важным для защиты прав граждан при получении заказных писем. "Большие проблемы могут возникнуть в случае необеспечения электронной безопасности, а также плохой технической реализации проекта, поэтому крайне важно, чтобы были исчерпывающе установлены все правила",— добавляет господин Ильин.
Владислав Новый