За продажу 25,1% акций в YotaDevices Госкорпорация Ростех получит денежные средства и 10%-ный пакет акций China Baoli, сообщили корреспонденту ComNews в Ростехе. Сумма сделки составила более 3 млрд руб. При этом Госкорпорация сохранит за собой ключевые элементы технологии и возможность их использования в стратегически важных для Госкорпорации направлениях.
Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Вадим Меркулов считает, что цена продажи имеет около 5 -10% премиума (не учитывая роста в цене актива с момента создания). Это означает, что Ростех продал свою долю по чуть завышенной цене.
"Продажа пакета связана с выходом YotaDevices на стадию масштабирования на международных рынках и завершением миссии Ростеха как стратегического инвестора, поддержавшего проект на раннем этапе развития", - заявил представитель Ростеха.
В результате сделки китайский консорциум TWM получил пакет акций в 35,1% в YotaDevices. Оставшиеся доли в YotaDevices распределились следующим образом: 34,9% остались у фонда Telconet, а 30% – у гонконгской China Baoli. Таким образом, консорциум, включающий Trinity World Management и China Baoli, получит контрольный пакет акций. Его доля в YotaDevices превысит 50%.
По сути продажа Ростехом своего пакета акций в YotaDevices, но при этом приобретение доли в China Baoli, которая владеет YotaDevices означает, что Госкорпорация сохранила опосредованное участие в проекте. Аналитик "Фридом Финанс" объясняет это тем, что Ростех видит перспективу в смартфонах с двумя экранами. Поэтому Госкорпорация по-прежнему хочет иметь долю в компании владеющей этой технологией.
По мнению главы Content-Review Сергея Половникова, для Ростеха сделка по передаче своей доли в YotaDevices в обмен на долю в China Baoli - отличный выход из проекта. Как минимум, с точки зрения минимизации убытков. Как максимум, в среднесрочной перспективе этот шаг может вывести всю историю компании в финансовый плюс.
Yota Devices была создана в 2011 г. путем выделения из интернет-провайдера "Скартел" (бренд Yota). Став отдельной компанией YotaDevices занялась разработкой своего смартфона.
Международную известность Yota Devices приобрела в 2012 г., когда представила миру российский смартфон YotaPhone. Его отличительной чертой стало наличие двух экранов, один из которых работает даже при полностью разряженном аккумуляторе.
Как писал РБК в апреле 2016 г., по заявлению компании, объем продаж первого YotaPhone составил 30 тыс. устройств по всему миру.
Как писал ТАСС в декабре 2014 г., объём первой поставки второго YotaPhone в точки продаж составил 150 тыс. устройств.
При партнерстве China Baoli и Ростеха было разработано и выведено на рынок третье поколение смартфонов с двумя экранами. По словам представителя Ростеха, объем предварительных заказов только в Китае в первый месяц начала продаж составил свыше 100 тыс. экземпляров. При этом официально компания не раскрывала показатели по продажам смартфонов.
По подсчетам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, с 2012 г. было продано порядка 15 тыс. YotaPhone по всему миру.
Сергей Половников уверен, что с начала истории YotaPhone продажи устройств (первой и второй модели) не превысили 100 тыс. штук. "Можно, разумеется, обратиться к тем цифрам, которые вещала сама компания, например, поверить в поставку 150 тыс. YotaPhone 2, но это, к сожалению, не так. Достоверных данных, разумеется, ни у кого нет, так как компания всегда была непрозрачной и внешний аудит не проводила", - говорит эксперт.
По данным аналитика "Фридом Финанс", YotaPhone третьего поколения было продано в количестве 20 тыс. устройств. Относительно других моделей аналитик цифры назвать затруднился, поскольку компания не публикует четких финансовых данных.
Эльдар Муртазин считает, что с продажей доли Ростеха в YotaDevices можно говорить о конце истории этого "русского смартфона".
Сергей Половников считает, что история "русского смартфона" закончилась в момент, когда YotaDevices была выделена из общего бизнеса Yota. Он напоминает, что тогда "Скартел" продали "МегаФону". Однако "МегаФону" нужны были только частоты, а не производство "железа". "В это же время бенефициарам "Скартела" нужен был кэшаут, а миллиард долларов – это достойная причина, чтобы прокинуть подразделение по разработке (не производству) железа", - рассуждает эксперт.
Глава Content-Review также обращает внимание на то, что YotaPhone такой же "русский смартфон", как, например, продукция Explay, Fly и мириады других "брендов". "Все они (включая YotaPhone) ограничивались лишь выбором дизайна печатной платы и набором функций, плюс – иногда – разработкой своего дополнительного программного обеспечения, - говорит Сергей Половников. - Yota Devices никогда ничего самостоятельно не произвела, их деятельность ограничивалась разработкой софта для русификации смартфона, взаимодействия со вторым экраном (который также оказался никому не нужным). Ну и дизайн коробки, да. Все остальное – это маркетинг и реклама, на которой кто-то очень хорошо заработал".
С точки зрения перспектив YotaDevice имеет призрачное будущее, считает аналитик "Фридом Финанс". По его словам, для его успешной реализации проекта менеджменту China Baoli необходимо дисциплинировано отслеживать все издержки и попытаться продвигать продукт, конкурируя при этом с Xiaomi, Huawei и другими китайскими производителями. "Более того, нужно четко понимать, что YotaPhone 3 - это убыточная модель, которая вряд ли принесет денег компании. Однако данная модель может стать хорошим базисом для следующей", - отмечает Вадим Меркулов.
Анна Устинова