Член комитета Госдумы по делам общественных объединений Сергей Обухов направил запрос министру финансов России Антону Силуанову. Депутат просит дать поручение Федеральной налоговой службе (ФНС) проверить онлайновую службу заказа такси Uber, а также выработать систему налогообложения для таких сервисов и диспетчерских служб.
В письме Обухов сообщает, что в России компания Uber «руководствуется своими внутренними правилами, регулируемыми законодательством Нидерландов». В итоге «ущерб, причиненный Российской Федерации, по оценкам специалистов, только в Москве в период с 2013 года по настоящее время составляет не менее 744 млн рублей». И можно предположить, что во всех городах России, где они работают, совокупные потери бюджетов составляют порядка 7–10 млрд рублей.
Обухов пояснил «Известиям», что цифры взяты из обращения, направленного ему Федерацией автовладельцев России (ФАР). Представитель общественного движения Taxi2018 и один из составителей обращения Станислав Швагерус пояснил, что данные они вывели из подсчетов среднего количества автомобилей у компании Uber и среднего чека. На вопрос об источнике таких данных собеседник затруднился ответить, сказав лишь, что их взяли «на профильных форумах и в соцсетях».
Созданный в США сервис заказа такси Uber начал работать в России в 2013 году. Юрлицо — ООО «Убер Технолоджи» принадлежит Uber International Holding B.V. (99%) и Uber International B.V. (1%), зарегистрированным в Нидерландах. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2014 году выручка «Убер Технолоджи» составила 15,5 млн рублей, а прибыль — 1,7 млн рублей.
Uber позволяет вызвать такси через мобильное приложение, к которому привязывается банковская карта. Оплатить поездку можно только ею. Деньги зачисляются на счет компании, которая перечисляет некоторую сумму водителю. Стоимость вызова такси через приложение нередко ниже, чем через обычный таксопарк, что вызывает недовольство Федерации автовладельцев и объединений таксистов. Например, стоимость поездки в Uber в Москве от Савеловского вокзала до метро «Аэропорт» обойдется в 210–263 рубля в зависимости от пробок, подать машину обещают в течение 6 минут. Поездка по тому же маршруту в одной из популярных традиционных служб такси — 350–500 рублей, а время подачи — 20–30 минут.
По данным аналитической компании BusinesStat, в 2010–2014 годах объем рынка услуг такси в России увеличился на 65%.
— В России он в основном представлен традиционными услугами и оценивается в 2015 году в $9 млрд. Но с приходом онлайн-сервисов спрос на использование такси начал расти, и на протяжении 3–4 ближайших лет он может вырасти в 2–3 раза. Мы можем говорить, что рынок дойдет до $15–20 млрд в год, — считает основатель и генеральный директор сервиса заказа такси Gett Шахар Вайсер.
Помимо неуплаты налогов, в адрес Uber также высказываются обвинения в том, что этот сервис работает с любителями, которые не работают на таксопарки, в то время как другие подобные сервисы типа «Яндекс.Такси» и Gett подписывают соглашения только с таксопарками.
— 90% водителей Uber не имеют разрешения и являются нелегалами, — уверяет Швагерус.
В пресс-службе Uber заверили, что эта информация не соответствует действительности.
— Uber — это технологическая платформа, которая соединяет пользователей и водителей. Uber сотрудничает с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами — профессиональными транспортными компаниями, которые, в свою очередь, работают в соответствии с российским налоговым законодательством, — объясняют в пресс-службе сервиса.
В пресс-службах Минфина и ФНС не смогли оперативно прокомментировать, какие действия могут быть предприняты по запросу депутата.
Ранее ФАР уже направляла в Генпрокуратуру и ФНС свои материалы, касающиеся Uber. В ответе ФНС содержалась информация, что территориальным налоговым органам даны поручения о проведении контрольных мероприятий в отношении Uber. В итоге, как заявляет Швагерус, территориальные налоговое органы не выявили нарушений — так как они проверяли не компанию Uber, а самих таксистов. Налоговики признали сервис Uber «агрегатором», который по закону предоставляет информацию о местонахождении таксистов и не обладает собственным таксопарком.
— Важно, чтобы правила были едиными для всех, — заявил Сергей Гребенников, директор Регионального общественного центра интернет технологий (РОЦИТ) — Если есть вопросы к сервисам такси, значит, надо проверять всех: ведь мы же понимаем, что очень часто один водитель пользуется несколькими приложениями для поиска клиентов. И судя по всему — везде схемы выплаты водителями идентичны. Но в любой проверке важно понимать, что за все платит пользователь и в конечном счете пользователь не должен пострадать от, например, увеличения стоимости на проезд.
Василиса Белокопытова