Наиболее быстрорастущим сегментом на рынке платного телевидения является IPTV – здесь рост составляет более 22% в год, за ним следует спутниковое телевидение – в этом сегменте наблюдается рост около 6% в год. Абонентская база кабельного телевидения увеличивается в среднем на 2,7% в год. В целом на рынке платного телевидения лидирует Азия с долей рынка около 50%, за ней следует Китай, который занимает более 26% на рынке платного телевидения, и замыкают этот ряд Северная Америка и Западная Европа с долями рынка по 15% каждая.
Абонентская база кабельного телевидения, занимающего около 70% рынка ПТВ в мире, насчитывала по итогам 2009 года 475 млн. домохозяйств. Спутниковое телевидение является вторым по величине рынком с долей 25% и абонентской базой около 165 млн. домохозяйств. За ним следует IPTV с абонентской базой 35 млн. домохозяйств и долей рынка 5%.
По оценкам западных экспертов, объем рынка платного телевидения в мире по итогам 2009 насчитывал более $150 млрд. По прогнозам аналитиков, в 2010 году доходы на этом рынке вырастут до $171 млрд., а на конец 2014 года составят более $222 млрд. ARPU по итогам 2009 года составило $68.
Российский рынок платного телевидения
По оценкам J'son & Partners Consulting, доля России на мировом рынке платного телевидения по итогам 2009 достигла более 2%, что в количественном выражении составляет 14,5 млн. абонентов. По сравнению с 2008 годом абонентская база пользователей услуг платного ТВ в 2009 году выросла почти на 21%. Активнее всего росли сегменты спутникового телевидения (в основном за счет оператора «Триколор ТВ», чья абонентская база за год выросла с 4,3 млн. до 6,2 млн. пользователей – из них 4,2 млн. – абоненты платного ТВ) и IPTV. По прогнозам J'son & Partners Consulting, абонентская база платного телевидения в России по итогам 2014 года составит более 22 млн. домохозяйств.
По итогам 2009 года объем рынка платного ТВ в России вырос на 6% по сравнению с 2008 годом и составил около $830 млн. J'son & Partners Consulting прогнозирует рост доходов на рынке ПТВ до $950 млн. в 2010 году. По итогам 2009 года ARPU на рынке ПТВ России составило около $5.
Рынок платного телевидения СНГ и стран Балтии
Развитие рынков платного телевидения постсоветских государств происходит с разными темпами, при этом, анализируя тенденции данных рынков, можно разделить их на 4 категории по территориальному признаку:
страны Балтии (Эстония, Литва, Латвия),
страны европейской части СНГ (Украина, Белоруссия, Молдова),
страны Закавказской части СНГ (Азербайджан, Грузия, которая является бывшей страной СНГ),
страны Центрально-Азиатской части СНГ (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан).
Суммарная доля рынка платного телевидения СНГ и стран Балтии по итогам 2009 года составила около 1% от мирового рынка платного ТВ. Общее число абонентов достигло более 6 млн. домохозяйств.
Значительную долю рынка (63%) занимают страны Европейской части СНГ (Украина, Белоруссия и Молдова).
Суммарная абонентская база услуги платного телевидения по итогам 2009г. в странах Балтии превысила 1,3 млн. подключенных домохозяйств, причем доля Литвы в общей абонентской базе составила 39%, доля Эстонии – 27%. Остальные 34% пришлись на латвийский рынок. Абонентская база услуги платного телевидения в странах европейской части СНГ по итогам 2009г. превысила 3,7 млн. подключенных домохозяйств.
J'son & Partners Consulting оценивает абонентскую базу услуги платного телевидения в Закавказской части СНГ по итогам 2009г. в 0,107 млн. абонентов, при этом 55% из них приходятся на рынок Грузии, которая уже не является страной СНГ, но тем не менее, J'son & Partners Consulting провело исследование рынка ПТВ этой страны.
Суммарная абонентская база центрально-азиатского региона по итогам 2009г. превысила 1 млн. подключенных домохозяйств, большая часть которых (67%) относится к рынку Казахстана. Доля Кыргызстана в абонентской базе региона составила 3%.