На прошлой неделе первый магазин в Липецке открыла воронежская сеть «Рет». По словам директора по маркетингу компании Сергея Анисимова, к активным поискам площадки в городе ритейлер приступил минувшей осенью. «Было рассмотрено несколько вариантов для размещения супермаркета, в частности на улице Гагарина и возле торгового центра „Октябрьский“, – рассказал господин Анисимов. – Но в результате мы остановили свой выбор на здании у Центрального рынка». Как отметил Сергей Анисимов, площадка у рынка – «конечно, не самое цивилизованное место в городе, но проходимость там высокая, а мы хотим как можно быстрее выйти на прибыльность». Объем инвествложений составил порядка $500 тыс., рентабельность проекта в «Рете» ожидают на уровне 30% в год. Срок окупаемости – три-пять лет. Любопытно, что компания до нынешнего времени не выходила на липецкий рынок из-за хороших отношений топ-менеджеров воронежского ритейлера и местной компьютерной сети «Регард».
Помимо воронежского игрока городом заинтересовалась и питерская компания «Кей». К настоящему моменту фирма выкупила и реконструировала двухэтажное здание общей площадью 1,2 тыс. кв. м на улице Советской. В «Кее» отказались назвать размер инвестиций в проект, но аналитик инвесткомпании «Финам» Владислав Кочетков оценил вложения в $3 млн – с учетом покупки объекта и затрат на реконструкцию.
Ъ ООО «Рет» основано в 1994 году, его контролирует Владимир Колыхалин. Занимается реализацией компьютерной техники, внедрением IT-решений, поставками офисной мебели, климатической, офисной и аудиовидеотехники. К настоящему моменту включает семь магазинов: три в Воронеже, по одному в Курске, Белгороде, Старом Осколе и Липецке. Совокупная выручка компании за 2007 год – более 1,2 млрд рублей.
ООО «Кей» существует с 1991 года. Первый магазин компании, торгующий в розницу компьютерной техникой и расходными материалами, был открыт в Санкт-Петербурге в 1992 году. Сегодня ритейлер имеет 20 магазинов в российских регионах, в том числе Воронеже и Белгороде. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Кей» в 2006 году составила 5,2 млрд, чистая прибыль – 59 млн рублей. 100% долей принадлежит физлицам.
По мнению директора по маркетингу сети «Кей» Александра Хомякова, «Рет» явно форсировал запуск магазина в Липецке, узнав о проекте конкурента, но в спешке выбрал не самое удачное место. «На наши планы проект „Рета“ не повлияет, потребностей липчан более чем достаточно для успешного бизнеса нескольких ритейлеров», – уверен господин Хомяков. По его мнению, липецкий рынок уже в ближайшее время разделится примерно пополам между «Кеем» и «Ретом», а крупнейший местный игрок «Регард» от прихода двух новых участников сильно потеряет: «Вести борьбу за потребителя с двумя межрегиональными сетями „Регарду“ будет трудно». Как считает Александр Хомяков, липецкому ритейлеру, чтобы выжить, нужно ориентироваться на работу с корпоративными клиентами, учитывая лояльность местной элиты. В самом «Регарде», который имеет три магазина в Липецке и три – в области (самый большой – 770 кв. м), от комментариев по поводу вхождения в Липецк сетей «Кей» и «Рет» вчера отказались.
Анна Зайцева из «Финама» оценила липецкий рынок компьютерной техники в $60 млн при темпах роста 20% в год. По ее мнению, даже появление сразу двух игроков не вызовет резкого увеличения объемов продаж, но перераспределит клиентскую базу, от чего действительно может пострадать «Регард». Впрочем, госпожа Зайцева полагает, что «Рету» тоже будет сложно конкурировать с федеральной сетью «Кей», а для сохранения конкурентоспособности необходимо активно вкладываться в развитие и маркетинг.
Один из черноземных игроков, знакомых с ситуацией, согласен, что «Регард», контролирующий больше половины липецкого рынка компьютерной техники, а также второй по значимости участник ООО «Сетевые технологии» столкнутся со значительными трудностями после выхода конкурентов. По мнению источника, нельзя однозначно утверждать, что федеральная сеть имеет неоспоримое преимущество перед «Ретом». «В магазинах „Кей“ наценка – плюс 10% от средней розницы в Воронеже, поэтому „Рет“ привлечет липчан низкими ценами, а „Кей“ – широким ассортиментом и сервисом», – уверен источник.
Евгений Тимошинов