В стратегии уделено внимание вопросу развития электронных каналов поставки промышленных товаров, фальсификации сопроводительных документов и сертификатов, создания площадок в сети интернет, на которых под видом ведущих мировых электронных брендов зачастую продается продукция сомнительного качества.
В Минпромторге отметили, что в отношении электронной продукции вопрос контрафакта касается только светотехнической продукции и изделий электронной компонентной базы.
"Остальную продукцию подделать сложно, и зачастую это не имеет экономического смысла, так как большая часть электроники является подключенной к интернету, где ее подлинность проверяется самим производителем. Поэтому основной целью стратегии в этой связи является формирование целостной системы предотвращения попадания на российский рынок электронной продукции и компонентов, созданных с использованием низкокачественного сырья и материалов, на базе устаревших технологий с использованием оборудования, не позволяющего гарантировать должное качество выпускаемой продукции, - рассказал представитель Минпромторга корреспонденту ComNews. - Но хотелось бы отметить, что данная стратегия создавалась в тесной координации с российскими производителями электронной продукции, участниками торговых рынков, уполномоченными государственными структурами и общественными объединениями. Создание цельного документа по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ было бы невозможно без тесной координации с профильными государственными органами и представителями отраслей промышленности. Поэтому меры по противодействию проникновению контрафакта и фальсификата, отраженные в Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, разрабатывались в том числе и в тесной увязке со Стратегией развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением правительства РФ от 17.01.2020 №20-Р)".
В Минпромторге пояснили, что стратегия - основополагающий документ по определению основных направлений и настройке государственных механизмов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции на российском рынке в краткосрочной и среднесрочной перспективе. "Данный документ базируется на глубоком анализе ситуации с фальсификатом и контрафактом в различных отраслях промышленности, логистических цепях, торговых организациях и влияния глобальных игроков серого рынка на формирование мировой системы производства и поставки поддельной продукции", - рассказали в министерстве.
В Стратегии определены первоочередные меры по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которые позволят предотвратить проникновение фальсификата и контрафакта на российский рынок, включая оборудование и комплектующие для электронной промышленности. Например, совершенствование законодательства РФ, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, в том числе ужесточение ответственности за производство, хранение, перевозку и сбыт контрафактной и фальсифицированной продукции. Координация федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также общественных объединений и предпринимательского сообщества для противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, предусматривающей детальный анализ уровня незаконного оборота в каждой сфере и оценку эффекта от внедрения систем прослеживаемости для всех участников рынка.
Стратегия также предусматривает создание и развитие государственной системы прослеживаемости продукции, используемой в электронной промышленности, на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации, в том числе с использованием маркировки товаров. А также поэтапное внедрение системы маркировки на территории России с масштабированием на рынки стран - членов Евразийского экономического союза и расширение списка товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Пресс-служба Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) напомнила, что единая система маркировки создана в 2018 г. "В ней уже более 460 тыс. компаний, прослеживается 28,7 млрд кодов. Обеспечить полную прослеживаемость от сырья до покупателя позволяет интеграция системы маркировки с другими государственными информационными системами. Среди них, например, АИС Росздравнадзора и ГИС "Меркурий". В деле борьбы с нелегальной продукцией важно формирование нетерпимого отношения гражданского общества к потреблению продукции, находящейся в незаконном обороте. В системе маркировки создано приложение "Честный Знак" для потребителей - это механизм общественного контроля всероссийского масштаба. Приложение для проверки легальности товаров уже скачано более 2,3 млн раз. Пользователи проверили более 30 млн товаров. Самый большой запрос - на проверку обуви, потребители воспользовались этой возможностью более 15 млн раз; лекарства проверены более 5,3 млн раз. Система маркировки создается на пространстве ЕАЭС", - прокомментировала пресс-служба ЦРПТ.
Руководитель группы IoT в компании Softline Валерий Милых объяснил, что такое контрафактная продукция: "Это промышленная продукция поддельного происхождения, на которой незаконно размещены знаки или содержатся сходные с оригинальными обозначения. Стратегия содержит правильные слова, и вероятно, что меры в рамках стратегии будет действительно взвешенными. С контрафактом встречаются все ведущие страны мира и давно ведут с ним борьбу. Именно это вселяет уверенность, что будут заимствованы лучшие практики и выработаны собственные. Важно, чтобы борьба не свелась к наличию пакета документов, который осложнит жизнь только ответственным поставщикам, а серые производители не пострадают. В идеале это должна быть совокупность постоянно работающих практик, отслеживания несоответствий, проведения тестирования компонентов, ведения перечня ответственных поставщиков, прозрачные цепочки поставок, гармонизация тендеров на поставку продукции, когда во главу угла ставится не только текущая стоимость. Только тогда это может быть эффективно".
Валерий Милых отметил, что контрафактной продукции в области электронных компонентов достаточно много, однако точные цифры назвать затруднился. "Есть общие оценки - к примеру, доля контрафакта на мировом рынке достигает 30-35% от всего объема. Сейчас, в условиях пандемии и значительного санкционного давления, рынок контрафакта ускоренно растет, - подчеркнул он. - Не может помочь и отечественный производитель - рынок российских комплектующих катастрофически мал. Поэтому доминирует продукция зарубежных производителей, где в лидерах контрафакта - микросхемы. Отдельные микросхемы стоят несколько тысяч долларов, и их выгодно подделывать - использовать перемаркированные изделия, бывшие в употреблении. Особого внимания заслуживает мелкосерийное производство, когда надо собрать комплектующие по одной единице и нет возможности ждать поставки месяцами. И их часто приходится искать на "свободном рынке".
Валерий Милых отметил, что падение реальных доходов всегда способствует росту серого рынка. "Интернет в этом смысле прекрасный пример "универсальной серой торговой площадки". Развитие торговли идет не за счет специализированных торговых интернет-площадок, а как развитие сервисов социальных сетей. Социальные сети опасны тем, что продажи в них никак не регламентируются и не контролируются. Однако не все так безнадежно, - обнадеживает руководитель группы IoT компании Softline. - Приведем пример соседней страны: с 1 января 2019 г. в КНР вступил в силу закон, вводящий солидарную ответственность платформ электронной коммерции за продажу контрафактной продукции третьими лицами на своих сайтах. Подобные шаги, видимо, будут приняты и в нашей стране. Да и интернет - это не "всеобъемлющее зло" - это просто инструмент, который может быть удобным и полезным в борьбе с контрафактом. Для законных производителей интернет стал серьезным и удобным каналом распространения оригинальной и качественной продукции. Для минимизации объемов контрафакта необходимо автоматизировать отслеживание цепочек поставок, объемов и идентификаторов партий изделий, маркировку изделий в партии и т.п. Контроль продукции возможен и путем проведения качественных исследований, поступающих комплектующих, использования методик автоматической идентификации, включая и AI-методы. Однако это должно стать заботой не только пользователей продукции, но и государственных структур, в частности в области развития собственного производства ответственных электронных компонентов конкурентного качества", - прокомментировал Валерий Милых.
Юлия Мельникова