Прежние цены были установлены в период падения рубля. Тогда компания выставляла стоимость своей продукции по курсу 61 руб. за доллар. Курс же на 14 апреля составляет 52,42 руб. Таким образом, из-за разницы в курсах продукция Apple у нас была, в зависимости от устройства, дороже на 15–20%, чем в Европе и США.
В данный момент самый дешевый iPhone — 5s на 16 ГБ — стоит в официальном магазине 39 990 руб. — на 4 тыс. меньше, чем он стоил вчера, когда Apple просила за него 43 990 руб.
В свою очередь цены на iPhone 6 начинаются от 48 990 за версию с 16 ГБ памяти. В случае с этим смартфоном разница составила уже 5 тыс. Версия на 64 ГБ стоит уже 55 990 вместо 61 990. Самый дорогой iPhone — фаблет 6 Plus на 128 ГБ памяти — удалось удержать ниже психологической отметки в 70 тыс. руб., его продают за 69 990 вместо прежних 77 990 руб. Начинаются цены на 6 Plus от 55 990 руб., что на 6 тыс. руб. дешевле прежней цены.
Однако другие устройства пока продаются по прежним ценам. Так, новый MacBook, представленный в марте этого года на мероприятии Spring Forward, продается за все те же 100 тыс. руб. в базовой комплектации.
Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией на рынке, Apple дает лишь рекомендованные розничные цены. Ритейл определяет стоимость на продаваемые товары сам, в зависимости от ситуации на рынке, и потому партнеры имеют возможность продавать устройства дешевле, чем официальный магазин. В свою очередь в Apple снижение, скорее всего, устанавливается через головной офис в Купертино, что и дает такие продолжительные сроки корректировки цены.
С точки зрения продаж iPhone — самый массовый продукт. Потому и первым продуктом, на который снизили цены, стал смартфон.
Однако что и когда будет изменяться дальше — пока неясно. Возможно, через какой-то период снизится и стоимость iPad.
Об этом же «Газете.Ru» рассказала и Наталья Виноградова, старший аналитик исследовательской компании IDC. По ее словам, в Apple централизованный порядок управления компанией. При такой схеме, считает Виноградова, компании может быть достаточно сложно эффективно принимать решения и детально вникать в российский рынок или рынок стран СНГ. «Руководство приняло решение существенно увеличить цены. Оценив темпы падения продаж, пересмотрело свое решение», — заявила эксперт.
«В то же время российские ритейлеры много лет работают на рынке, они очень хорошо знают поведение потребителя, потребности и цели в кризисный период и способны оценить характер спроса и покупки. Многие производители изначально не шли по пути Apple. Большинство старается избегать принятия решений о резком увеличении или снижении цены», — указала Виноградова.
«Вряд ли найдется много желающих купить себе новый MacBook по цене 100 тыс. руб. В ближайшее время мы увидим либо пересмотр ценовой политики, либо дальнейшее снижение спроса», — добавила она.
Как рассказали «Газете.Ru» в «Связном», интерес к продукции Apple в России очень высокий и с каждым новым поколением iPhone он усиливается. «Например, на этапе старта продаж смартфонов Apple 6-го поколения спрос на них в два-три раза превышал интерес к iPhone 5s и 5c. В четвертом квартале 2014 года Apple добилась рекордной доли на рынке смартфонов в денежном выражении — 36%, было продано свыше 1 млн устройств», — указала пресс-секретарь «Связного» Мария Заикина.
«Снижение цен в российском Apple Store — шаг, который соответствует рыночным реалиям, он учитывает конъюнктуру рынка, особенности спроса, а также ожидания клиентов в связи со снижением кросс-курсов валют. На наш взгляд, это действие подтверждает, что Россия является стратегически важным рынком для бренда», — добавила Заикина.
Эрик Хачатрян