О запуске этого решения в российском облаке журналистам рассказал региональный директор Teradata Marketing Applications в Северной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Африке Пер Джон Йенсен.
До вступления в силу 242-ФЗ, Teradata использовала собственный ЦОД в Мюнхене, где хранила данные разных компаний, включая российских клиентов платформы DMC (Центр цифрового маркетинга). В их числе были ПАО "Мобильные Телесистемы", ритейлер OBI, сервис интернет-торговли Bonprix. ЦОД в Мюнхене продолжает работать для нужд всех мировых клиентов Teradata, а данные российских граждан, которые обрабатывают перечисленные компании, теперь хранятся на территории России. Кроме того, клиентом Teradata стала и Mitsubishi Motors в России, данные клиентов которой ранее не обрабатывались в Мюнхене.
Подготовка к вступлению в силу нового закона началась для Teradata весной 2015 г., когда компания стала исследовать российский рынок в поисках подходящего провайдера облачных услуг, отметил Пер Джон Йенсен. В июле корпорация остановила выбор на КРОКе и подписала с ним контракт. "Тем не менее, вплоть до сентября коллеги проводили внутренние эксплуатационные тестирования. КРОК за это время подготовил и отправил в Мюнхен большое количество документов по информационной безопасности", - сообщил руководитель Виртуального дата-центра КРОК Максим Березин, подчеркнув, что западные компании всегда ставят во главу угла безопасность.
Инфрастуктура компании Teradata, которая находится в облаке, размещена в двух центрах обработки данных (ЦОД) КРОК. 2/3 ее расположено в дата-центре "Компрессор", а остальная часть - в ЦОД "Волочаевская". "Размещение сразу в двух дата-центрах понадобилось компании для обеспечения высокой доступности информационных систем", - пояснил Максим Березин. Облако, созданное КРОКом для платформы DMC, включает в себя 89 серверов, 11 ТБ дисков с гарантированной производительностью и столько же SATA-дисков для задач, не требовательных к высокой производительности. Teradata платит интегратору за фактическое потребление облачных услуг, как и все остальные клиенты КРОКа. Согласно бизнес-плану, Teradata должна привлечь в Центр цифрового маркетинга 20 заказчиков.
По словам Максима Березина, КРОК намерен и в будущем взаимодействовать с Teradata, причем не только по цифровому маркетингу, но и по остальным классическим решениям. "Облако у нас довольно большое, запас по ресурсам позволяет безопасно запустить еще около 600-700 серверов и около 400 ТБ дисков с гарантией", пояснил он.
Сейчас облачными услугами КРОК пользуются около 87 заказчиков, и более 10 клиентов еще находится в режиме тестирования этих сервисов, рассказал Максим Березин. В целом из 100 клиентов сегмента облачных услуг около половины пришло к КРОКу, чтобы соблюсти требования закона о персональных данных.
"Объем потребления наших облачных ресурсов увеличился примерно на 35%, отчасти благодаря требованию нового закона о хранении персональных данных на серверах в России. Причина, по которой выбирают именно облако - это возможность быстрой миграции ИТ-систем, - говорит Максим Березин. - По нашему опыту, она занимает от нескольких дней до одного месяца. При этом не требуется приобретать дополнительное оборудование".
Для Teradata новый закон - это, прежде всего, новые возможности, отмечает Пер Джон Йенсен. "Хотя я знаю, что некоторые из коллег относятся к документу закону скорее негативно", - отметил он.
Глава компании Teradata в РФ Андрей Алексеенко напомнил, что Россия - один из ключевые рынков для Teradata. "Перенос Центра цифрового маркетинга в облако КРОК – это первый шаг к формированию большого облака Teradata в России", - отметил он, добавив, что его компания готова разворачивать в облаке на территории России и другие решения, если это будет нужно заказчикам.
По данным аналитика IDC Александра Прохорова, кризис существенно повлияет на рынок облачных услуг в России. С одной стороны, кризис стимулирует отдельные компании к внедрению более экономичных облачных решений, с другой стороны, многие компании откажутся от проектов как облачных, так и необлачных, рассказал он репортеру ComNews.
Изменение в законе о персональных данных (ФЗ-242) поддержит развитие рынка, но общая экономическая ситуация существенно замедлит его рост. IDC ожидает, что расходы на облачные услуги в России в 2015 г. вырастут лишь на 9,6% в долларовом выражении. Для сравнения в 2014 г. эти расходы выросли почти на 40%. Тем не менее, облачные сервисы в 2015 г. будут единственным сегментом рынка ИТ-услуг, который, по оценкам IDC, будет расти несмотря на кризис и ослабление курса рубля. Этот рост будет особенно существенным на фоне динамики роста всего рынка ИТ-услуг в России, который, по прогнозам IDC, сократится в 2015 г. на 41%.
В 2014 г. общий объем бизнеса компании КРОК составил 26,382 млрд руб., что на 2,7% меньше аналогичного показателя прошлого года. Падение выручки от поставок оборудования на 8% было компенсировано ростом выручки по ИТ-услугам на 2,2%.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях", обязывающий компании хранить информацию о персональных данных россиян на серверах, расположенных в России, вступил в силу с 1 сентября. Компании, которые не будут соблюдать требование закона, будут занесены в реестр нарушителей, а их сайты могут быть заблокированы по просьбе Роскомнадзора.
К закону подготовились многие компании. Оператор и интернет-провайдер Orange Business Services запустил в дата-центре в Москве облачный сервис Flexible Computing Advanced, предоставляемый по модели IaaS (Infrastructure as a Service - инфраструктура как услуга). Кроме того, недавно российский поставщик IT-инфраструктуры Stack Group и американская сеть дата-центров Equinix запустили совместный проект по хранению персональных данных россиян внутри страны.
Елизавета Титаренко