Специалисты компании впервые столкнулись с Cabir в начале июня 2004 года. Один из антивирусных аналитиков «Лаборатории Касперского» обратил свое внимание на почтовое сообщение без текста, которое, тем не менее, содержало вложение. Прикрепленный файл показался сотрудникам подозрительным: быстрый анализ не позволил определить, для какой платформы он был создан – по крайней мере, не для Microsoft Windows или Linux, с которыми обычно приходилось работать аналитикам на тот момент.
«В тот вечер в ночную смену работал Роман Кузьменко», – вспоминает Александр Гостев, главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». – Его отличительной чертой было умение распознавать комплексные угрозы быстро и точно. Вскоре после обнаружения подозрительного файла Роман определил, что он был написан для запуска на Symbian OS, мобильной операционной системе, которая обеспечивала функционирование телефонов Nokia».
Дальнейший анализ показал, что этот файл был способен передавать самого себя на другой телефон через Bluetooth. Из-за того, что Bluetooth-модуль был постоянно активирован, заряд батареи зараженного телефона источался очень быстро. По сути, это было единственное, к чему приводило функционирование программы – ее едва ли можно было назвать вредоносной. Однако способность к репродукции заставила экспертов «Лаборатории Касперского» сконструировать специальный тестовый стенд для анализа подобных угроз. Комната, в которой располагался стенд, была проэкранирована так, чтобы радио-сигнал не смог покинуть ее пределы, и впоследствии стала местом проведения тестов над новыми образцами мобильных зловредов.
Анализ кода и обратный адрес присланного письма позволили установить авторов нового червя – это была легендарная международная группа вирусописателей 29A, получивших известность за создание так называемых концептуальных вирусов, целью которых была демонстрация уязвимостей тех или иных компьютерных подсистем или устройств.
В дополнение к созданию таких программ группа 29А также периодически выпускала электронный журнал. В одном из изданий они опубликовали информацию о Cabir, а также некоторые фрагменты его исходного кода. Эта статья, показавшая возможность заражения одной из самых распространенных на то время мобильных платформ, наделала много шума в мире компьютерной безопасности. Она также подтолкнула других злоумышленников к развитию этого нового подхода. Вскоре после публикации в издании группы в Сети начали появляться различные модификации Cabir.
После Cabir специалистами «Лаборатории Касперского» были обнаружены несколько сотен других мобильных зловредов, нацеленных на Symbian OS. Число новых подобных программ стало стремительно падать после появления и распространения таких систем, как Android, популярность которых обеспечила им пристальное внимание злоумышленников. Через 10 лет после обнаружения Cabir, коллекция «Лаборатории Касперского» включает в себя более 340 тысяч уникальных образцов мобильных зловредов, более чем 99% которых нацелено на Android.