В настоящее время «Лаборатория Касперского» представляет собой международный холдинг, зарегистрированный в Великобритании, с центральным офисом в Москве и пятью региональными дивизионами, через которые осуществляется управление деятельностью локальных представительств и партнеров компании в Западной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, в Северной и Южной Америке, Японии и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Партнерская сеть ЛК объединяет 37 региональных офисов в 32 странах мира на 5 континентах. Численность сотрудников ЛК составляет более 3700 высококвалифицированных специалистов.
Технологии ЛК защищают сегодня более 400 млн пользователей и 270 тыс. организаций по всему миру, компании крупного, среднего и малого бизнеса. В соответствии с МСФО глобальная неаудированная выручка ЛК в 2016 году составила 644 млн долл. Наибольший рост за прошедший год был отмечен в сегменте крупного бизнеса – 25%. Годовой прирост в категории non-endpoint решений составил 55%, в категории сервисов – 60%. Сегмент корпоративной информационной безопасности показал рост в 12%.
В магическом квадранте Gartner в категории Endpoint Protection (Решения для защиты конечных устройств) ЛК названа «Лидером». Компания сотрудничает с более чем 120 технологическими партнерами по всему миру, среди них Microsoft, Amazon Web Services, Cisco, ZyXEL, Parallels, Lenovo, Facebook и Check Point. ЛК – первый по величине производитель защитных решений на европейском розничном рынке.
Хотя официальное создание компании произошло 20 лет назад, свой путь она начала еще в 1989 году, когда молодой программист Евгений Касперский обнаружил на своем компьютере вирус Cascade. Тщательно изучив и проанализировав код программы, он создал первое в своей жизни «противоядие», которое смогло нейтрализовать вирус. Уже год спустя Евгений вместе с командой единомышленников создал полноценное антивирусное решение, а еще через четыре года лаборатория Гамбургского университета признала его самой эффективной защитной программой того времени.
Интересно, что в то время подавляющую долю российского антивирусного рынка имело решение Дмитрия Лозинского Aidstest. В то же время была создана специализированная антивирусная Лаборатория в ИПМ РАН, в котором была создана сначала антивирусная система Adinf, а затем конкурирующее с ним решение Dr.Web. Эти решения имели преимущество для внедрения в российских государственных компаниях. Амбициозные планы молодой, частной антивирусной компании, ставшей впоследствии «Лабораторией Касперского» не рассматривались всерьез.
Однако в реальности все обернулось наизнанку. За 20 лет в индустрии кибербезопасности произошло очень много событий, некоторые из которых не только изменили отрасль, но и весь мир, сделали вопросы защиты информации одним из главных приоритетов для домашних пользователей, коммерческих компаний, правительств и правоохранительных органов.
Стремительное восхождение ЛК к Антивирусному Олимпу началось, пожалуй, с эпидемии вирусного червя «Чернобыль» (CIH), который «сработал» 26 апреля 1998 г., уничтожая содержимое микросхем BIOS на некоторых компьютерах и делая их неработоспособными. Для лечения требовалась перезапись BIOS, что тогда еще «не обеспечивали» некоторые системные платы. Решение AVP Toolkit Pro «Лаборатории Касперского» некоторое время было тогда единственной программой, которая была способна противостоять «Чернобылю». Это сразу сделало ее известной не только в России, но и в мире.
С начала 2000-х гг., когда создатели вредоносных программ переключились на «заработок» денег, ЛК оперативно сделал крен в разработку антивирусных средств против этих новых угроз. Затем появляется киберпреступность, на «поле боя» выходят первые вредоносные программы для мобильных платформ, самым первым среди которых стал червь Cabir, атаковавший мобильные телефоны Nokia с ОС Symbian. В этих «боевых» условиях «Лаборатория Касперского» с 2004 года перешла на ежечасные обновления своих антивирусных баз, подтвердив репутацию компании, для которой главным приоритетом является безопасность их клиентов «в любое время дня и ночи».
Сегодня киберугрозы уже исходят не только со стороны преступных крибергрупп, но и государственных служб, для которых ИТ-безопасность стала инструментом для наращивания политического влияния. Так, в 2009 году злоумышленники проникли в сеть Пентагона и похитили конфиденциальную информацию. Тогда же из-за хакерских атак из строя вышли интернет-порталы госорганов Южной Кореи. В следующем году мир познакомился с первым примером кибероружия в действии – вредоносным ПО Stuxnet, которое смогло вывести из строя оборудование на иранском заводе по обогащению урана.
Дальше – больше: кампании шпионажа и саботажа, по всей видимости, спонсируемые государствами, стали появляться с пугающей регулярностью. Duqu, Flame, Red October – лишь верхушка того кибершпионского айсберга, который вот уже много лет исследуют эксперты «Лаборатории Касперского» и других организаций, работающих в сфере информационной безопасности.
Специально для детального изучения новых киберугроз и понимания тенденций развития компьютерного андеграунда в «Лаборатории Касперского» в 2008 году был создан глобальный центр исследований и анализа угроз. На сегодняшний день он насчитывает более 40 ведущих экспертов, которые расследуют самые сложные атаки и изучают новые вредоносные инструменты.
В 2016 году «Лаборатория Касперского» оказалась замешенной в международный скандал, когда стремясь оказать политическое давление, США выдвинули против ЛК обвинение в прямом сотрудничестве с российскими спецслужбами и передачи им персональной информации о защищаемых компьютерах и их владельцах. В результате, нынешний Президент США Дональд Трамп был вынужден подписать приказ о запрете использования продуктов ЛК в госорганах страны, занимающихся вопросами национальной безопасности. Эта история еще продолжается, хотя никаких фактических доказательств выдвинутых против ЛК обвинений США так и не представили.
Однако даже в нынешних непростых условиях «Лаборатория Касперского» продолжает уверенно развивать свой бизнес и следовать своей миссии - «Защиты мира от киберугроз». Как заявил Евгений Касперский, «Двадцать лет – это очень немало для любой IT-компании. И я, наверное, очень счастливый человек, потому что у нас замечательная команда, и мы делаем потрясающе интересные вещи. Из небольшой группы энтузиастов мы превратились в огромную международную компанию с офисами по всему миру. За годы борьбы с киберугрозами мы научились многому, мы стали сильнее и лучше. И я уверен, что все самое интересное у нас еще впереди. Потому что для меня лично и, надеюсь, для всех сотрудников компании – это не просто работа. Это увлечение, стиль жизни и вклад в спасение мира от киберугроз».