В особую тройку экспертов, которые будут принимать решение о том, что тот или иной сайт подлежит блокировке, вошли глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко, президент фонда «Академии российского телевидения» Александр Акопов и глава Медиа-коммуникационного союза (МКС) Павел Степанов. Об этом «Известиям» рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. Появление нового органа знаменует новый виток борьбы с пиратскими сайтами. Раньше пираты могли создавать по новому адресу копии заблокированного ресурса и бесконечно продлевать ему жизнь. Сейчас «зеркала» будут блокироваться по упрощенной схеме и «оптом», минуя тяжбы в Мосгорсуде.
По словам Алексея Волина, правообладатели будут направлять экспертам обращения о признании сайта «зеркалом» пиратского ресурса. В нем они должны будут указать название исходного сайта, попавшего под постоянную блокировку, приложить снимки экрана (скриншоты) и указать признаки, дающие основания утверждать, что это копия пиратского ресурса.
— Эксперты выносят решение: «зеркало» это или не «зеркало». И по итогам министерство выносит окончательный вердикт. Решения принимаются в ежедневном режиме, — пояснил Алексей Волин. — Задача экспертов — не только наказать пиратов, но и не обидеть невиновных. Поэтому там представитель РАЭК.
Так называемый закон о «зеркалах» представляет собой поправки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», вступившие в силу 1 октября 2017 года. В Минкомсвязи разработали критерии отнесения сайтов к «зеркалам» еще в июле, правительство РФ утвердило документ 17 октября, поэтому закон фактически начал действовать с этой даты.
Согласно разработанным критериям, «зеркалом» может считаться сайт, схожий с заблокированным до степени смешения. Это означает сходство как минимум трех из четырех характеристик: доменного имени, дизайна и структуры сайта, содержания, функциональных характеристик. Также копией может быть признан сайт, на который автоматически переадресуют пользователей с заблокированного ресурса. Кроме того, «зеркалом» может быть признан портал, на котором поддерживаются учетные записи (логины и пароли) заблокированного.
— Пока очень много обращений получают отказ, потому что слабо проработаны, не всегда есть все требуемые данные, — пояснил Алексей Волин. — Но блокировки «зеркал» уже начались. Сейчас как раз отрабатываем технологию.
По мнению Александра Акпопова, отработка взаимодействия экспертов с Минкомсвязи завершится в течение недели. По словам Сергея Плуготаренко, построена специальная система, в которой собираются все заявки и сопроводительная документация от правообладателей.
— Нам предоставлен доступ, эти заявки мы оперативно просматриваем, — отметил Сергей Плуготаренко. — Через месяц после интернет-форума Russian Internet Week (пройдет 1–3 ноября. — «Известия») мы договорились обменяться мнениями, как это всё работает и нужно ли предлагать улучшения.
Поводом для борьбы с «зеркалами» стала практика пиратов — создавать клоны своего ресурса на новых адресах, как правило, похожих на оригинальный. Зайти на новый сайт пользователи из России могли без использования специальных средств обхода блокировок, а правообладателям нужно было собрать документы и снова подавать иск в суд. Создать «зеркало» сайта можно за несколько минут, а новый иск может неделями дожидаться рассмотрения. Теперь «зеркала» будут блокировать по упрощенной схеме: если эксперты подтвердят, что ресурс — это копия заблокированного, то его отправят на блокировку в Роскомнадзор во внесудебном порядке.
Юридический советник Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Семенов уверен, что состав экспертов подобран оптимально.
— Представлены интересы интернет-индустрии, чтобы не было злоупотреблений при блокировках сайтов, — пояснил Сергй Семенов. — Есть представители медиаиндустрии, правообладателей, телеканалов и медиахолдингов. Состав участников очень хорошо сбалансирован.
Как сообщили «Известиям» в Роскомнадзоре, с начала 2017 года в России по антипиратскому закону заблокировано 6842 сайта.
Владимир Зыков