Skillbox приобрела долю в платформе SkillFactory, специализирующейся на онлайн-обучении. До сделки Mail.ru Group имела миноритарную долю в размере 18,31% в SkillFaсtory и опцион на покупку дополнительных акций с планом его реализации во втором полугодии 2021 г. После всех транзакций (в том числе реализации опциона) Skillbox становится держателем контрольной доли в сервисе - 61,8%. Основатели и топ-менеджмент SkillFactory остаются миноритарными акционерами.
SkillFactory продолжит развивать образовательные проекты под существующим брендом. Сооснователь и генеральный директор SkillFactory Александр Ерошкин вместе с другими сооснователями продолжат руководить компанией.
Mail.ru присматривалась к SkillFactory еще в 2020 г., инвестировав в компанию. В результате Mail.ru получила 18,31% в проекте, плюс опцион на покупку доли. Осенью этого же года Mail.ru Group увеличила долю в Skillbox до 70% и выкупила 45% в сервисе для подготовки к ЕГЭ "Тетрика", а в декабре анонсировала покупку 25% в сервисе для школьников "Учи.ру" за 3,75 млрд руб. В планах Mail.ru Group - вырастить "единорогов" из этих EdTech-проектов и провести их IPO на международных площадках.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отмечает, что в самом Skillbox Holding у Mail.ru немного более 50% и его финансовые результаты консолидируются в отчетности группы. Выручка SkillFactory за 2020 г. выросла в 3,4 раза, до 638 млн руб., что составляет 10% от выручки EdTech -сегмента Mail.ru Group за тот же период. "Общее число студентов проекта на всех направлениях превышает 100 тыс. человек, что также примерно равно 10% от числа зарегистрированных пользователей образовательного сегмента по итогам II квартала 2021 г. Сделка укрепит образовательный сегмент за счет новых направлений и курсов, а также позволит дополнительно увеличить его финансовые показатели", - считает Артем Михайлин.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын оценивает сумму сделки от 850 млн руб. до 1,1 млрд руб. "Доля Mail.ru на этом рынке - 12%. Для компании это направление - стратегическое направление роста, она постарается довести долю до 15-20% рынка в ближайшие годы", - отмечает аналитик.
Конкурентами Mail.ru на рынке EdTech Леонид Делицын считает "Яндекс", Сбер, "Нетологию Групп" и SkyEng.
"Рынок EdTech растет очень высокими темпами, но, как в случае многих новых направлений, связанных с интернетом, темпы могут столь же быстро обнулиться. Все потенциальные пользователи очень быстро узнают о наличии услуг", - отмечает Леонид Делицын.
Аналитик "Фридом Финанс" Антон Скловец оценивает весь актив (SkillFactory) на 2021 г. в 2,5 млрд рублей, поэтому сумма сделки может составлять от 1,8 до 2,2 млрд руб.
"Mail Group будет двигаться дальше, а учитывая тот факт, что компания приобрела и продолжает наращивать доли в самых перспективных онлайн проектах, то можно предположить, что стоит амбициозная цель стать игроком №1 в этом направлении, возможно, аккумулировав образовательные активы под одной структурой, - выйти на IPO", - отмечает Антон Скловец.
Доля Mail.ru на рынке EdTech составляет 15%, считает Антон Скловец. "До пандемии рынок EdTech рос в среднем на 20-25% в год, в 2019 и 2020 гг. он вырос на 200%/год. Но на ближайшую перспективу будет наблюдаться период консолидации и такого бурного роста, как в период массовой самоизоляции, мы не увидим", - подчеркивает аналитик.
"Однако направление популярное и будет расти дальше, пусть и не такими галопирующими темпами. Если говорить непосредственно о бизнесе, то идет поглощение одних участников рынка другими, несмотря на разнообразие брендов, все движется к тому, что будет небольшое количество крупных игроков, владеющих разными направлениями", - отмечает Антон Скловец.
Декан факультета педагогики и психологии университета "Синергия" Наталья Уварова подчеркивает, что совокупный доход топ-100 российских EdTech-компаний составил более 15,3 млрд рублей.
"Это примерно на 25 % больше, чем в начале года, и почти в два раза больше, чем во втором квартале 2020 г. Самую крупную долю рынка по объему выручки продемонстрировали курсы, обучающие специальностям в сфере ИТ (за второй квартал сегмент заработал 4 млрд руб.), а самым быстрорастущим оказался сегмент бизнес-образования (он вырос на 213 % до 2,5 млрд руб. относительно первого квартала) ", - отмечает Наталья Уварова.
"Новый рейтинг с выручкой почти 1,8 млрд руб. впервые возглавил представитель сегмента бизнес-образования "Like Центр". По сравнению с прошлым годом компания выросла в шесть раз. Самую крупную долю рынка по объему выручки, как и в начале года, представляет бизнес, обучающий цифровым профессиям и ИТ. Всего этот сегмент заработал 4 млрд руб., а лидером стал Skillbox, который во втором квартале 2021 г. запустил около 100 курсов в направлении ДПО по дизайну, программированию, маркетингу и так далее, а также пять программ высшего образования", - подчеркивает Наталья Уварова.
Активное развитие рынка EdTech усиливает конкуренцию на этом рынке и бросает серьезный вызов классическим университетам, которым предстоит активно внедрять новые образовательные форматы, считает Наталья Уварова.
Елизавета Неупокоева