Американская компания SixApart приобрела LJ в январе 2005 года у владельца сообщества Брэда Фитцпатрика. Количество аккаунтов сообщества составляет 14 млн. Российская компания «Суп» была создана в сентябре 2006 года бывшим совладельцем ИД «Афиша» Эндрю Полсоном и предпринимателем Александром Мамутом. Через месяц акционеры «Супа» подписали соглашение с американской компанией SixApart, владельцем сообщества, о получении прав на обслуживание кириллического сегмента LiveJournal (сейчас 28% от общей ежемесячной аудитории LJ).
По словам президента «Супа» Эндрю Полсона, на прошлой неделе он приобрела LiveJournal Inc., управляющую LJ, у SixApart Ltd. «С тех пор как «Суп» начал управление кириллической частью LJ, число посетителей и аккаунтов в России удвоилось. Теперь «Суп» может развивать принципы работы, использованные в России, по всему миру», — говорит г-н Полсон. По его словам, принципы заключаются в предоставлении пользователям «большего числа услуг, работе с жалобами и пожеланиями, поддержке сообществ и работе с коммерческими партнерами». Информацию о завершении сделки подтвердили и в SixApart. «Суп» удвоил количество пользователей сети, инвестировал в усовершенствование продукта и сделал ее одной из самых инновационных мировых социальных сетей. Мы считаем их приобретение мирового сообщества удачным шагом», — говорит гендиректор SixApart Крис Альден. Сумма сделки не раскрывается.
По словам представителей «Суп» и SixApart, в ближайшие несколько месяцев обе компании будут работать совместно, передавая управление LJ компании LiveJournal, Inc. Команда, которая работала на LiveJournal в компании SixApart, будет переведена в LiveJournal, Inc., к ней добавятся департаменты маркетинга и продаж. Кроме того, в сети будет создан независимый наблюдательный совет — LiveJournal Advisory Board. В него войдет основатель LiveJournal Брэд Фитцпатрик, который покинул SixApart в январе 2005 года и сейчас занимается проектами OpenSocial в Google. Еще две позиции будут зарезервированы для членов сообщества LJ, которые будут избраны на открытых выборах в сообществе LJ 2008.
В сообществе новая компания будет сообщать о своих планах по развитию сервиса и обсуждать их с пользователями. По словам г-на Полсона, «Суп» планирует значительные инвестиции в развитие мирового LJ. По словам представителей SixApart, компания продолжит инвестиции в развитие технологий, созданных командой LJ, таких как Mogile, Perlbal и OpenID.
«Продажа LJ позволит нам сосредоточиться на других продуктах, созданных SixApart: Movable Type, TypePad и Vox. Мы планируем активно инвестировать в эти продукты в 2008 году», — говорит г-н Альден.
Управляющий директор Moorgate Capital Андрей Зубков сообщил, что его не удивила бы оценка LJ в несколько миллиардов долларов: «На мировом рынке стоимость интернет-ресурсов оценивается уже по мультипликаторам 40—45 EBITDA и по мультипликатору 10 к продажам компании». А гендиректор компании «Медиамир» Михаил Гуревич считает, что стоимость одного активного аккаунта на российском рынке составляет от 1 до 10 долл.: «Таким образом, минимальная оценка LJ — 100 млн долл., если считать все их аккаунты активными». Он отмечает, что в западных странах LJ теряет свои позиции: «Там гораздо более популярны социальные сети MySpace и MSN Spaces. В России также более быстрыми темпами растут сети «Одноклассники» и «Контакт». Однако LJ уже сформированное сообщество с прочной аудиторией, которую можно монетизировать».
Ольга Гончарова