В прошедшем году «Манго Телеком» сохранила темпы роста бизнеса на уровне 50% и расширила географию предоставления услуг на территории РФ. Также компания вывела на рынок новый сервис в линейке «Манго-Офис», не имеющий аналогов на российском и мировом рынках, значительно усовершенствовала существующие сервисы и запустила первый международный проект, связанный с выходом в 2015 г. на европейский рынок. При этом «Манго Телеком» привлекла инвестиции Intel Capital, позволившие реализовывать этот проект без ущерба для планов развития на внутреннем рынке. Важнейшей задачей на 2014 г. компания считает всестороннюю подготовку (технология бизнеса, менеджмент, маркетинг, техническая инфраструктура, продуктовый портфель) к начавшемуся в этом году новому этапу развития российского «облачного» рынка.
В 2013 г. оборот «Манго Телеком» превысил 930 млн руб., при этом выручка составила 739.7 млн руб., что на 50 и 46% выше аналогичных показателей 2012 г. (более 620 млн руб. и 506.5 млн руб. соответственно). Компания уже четвертый год подряд показывает темп роста от 45 до 50%. Более того, на 2014 г. также запланирован рост оборота на 46%.
В прошедшем году 60% выручки пришлось на услуги связи (в 2012 г. – 64%), и на 18% выросли платежи за SaaS-услуги линейки «Манго-Офис» (как включенные в абонентскую плату, так и предоставляемые в качестве дополнительных сервисов), достигнув 35% в суммарной выручке компании. Доля оборудования сохранилась на уровне 5%. Таким образом, продолжился рост составляющих оборота, сохраняющихся даже при превращении телефонных разговоров в бесплатную услугу.
В 2013 г. штат инженеров и разработчиков «Манго Телеком» увеличился на 46.3%, общая численность персонала сегодня превышает 300 человек. В результате компания сохранила эффективность в расчете на сотрудника и при этом значительно расширила производственную базу.
Число организаций-абонентов, постоянно использующих сервисы «Манго-Офис» на коммерческих тарифных планах, превысило 30 тыс., при этом продолжился рост ARPU от года к году и от месяца к месяцу. Так, в декабре 2013 г. этот показатель превысил 3.5 тыс. руб., тогда как годом ранее он составлял чуть более 2700 руб. и 1500 руб. – в декабре 2011 г.). В группе потребителей, использующих сервисы компании ежедневно, ARPU еще выше: 4-4.2 тыс. руб. (декабрь 2013 г.).
В 2013 г. активно развивалась региональная программа: компания открыла филиалы в Челябинске (июнь), Самаре (июль) и Новосибирске (август). На операционную окупаемость вышли открытые до середины 2012 г. филиалы в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. На момент выхода на окупаемость выручка филиала находится на уровне 1.0–1.5 млн руб., а клиентская база составляет от 250 до 400 организаций-абонентов. За 2013 г. региональная выручка увеличилась на 146% (в два с половиной раза) по сравнению с 2012 г. и составила около 148 млн руб. Ее доля в общекорпоративной выручке достигла 20%. Для сравнения: на конец 2012 г. доля регионов в выручке «Манго Телеком» составляла 14,5% (рост на 5,5%). При этом во всех городах присутствия рост оборота является следствием не только расширения абонентской базы, но и повышения глубины использования продуктов линейки «Манго-Офис».
Дальнейшее расширение присутствия в регионах РФ остается приоритетной задачей компании на 2014–2015 гг. Так, в текущем году будут открыты филиалы еще в четырех городах: Воронеже, Краснодаре, Красноярске и Перми. В сегменте ВАТС к концу первого года работы эти филиалы будут занимать до 50% местного рынка.
Эффективность деятельности «Манго Телеком» подтверждает независимая оценка аналитиков глобального инвестиционного фонда корпорации Intel. Проведенная технологическая и финансовая экспертиза привела к инвестированию средств Intel Capital в «Манго Телеком» в конце 2013 года в размере 10 млн долл. Эти средства компания направляет именно на подготовку к выходу на европейский рынок «облачных» бизнес-приложений.
2013 г. стал переломным этапом в развитии российского «облачного» рынка. Именно в этом году потребители впервые стали воспринимать «облачные» бизнес-приложения, предоставляемые российскими провайдерами, как достаточно респектабельные, функциональные и надежные чтобы стать технологическим фундаментом основной деятельности предприятий – вместо или в сочетании с традиционными аппаратными и программными средствами. По мнению «Манго Телеком», уже в 2014 г. нужно кардинально пересмотреть критерии качества «облачных» бизнес-приложений, внеся в их набор совершенно новые элементы.
Чтобы обеспечить намеченный на 2014 г. уровень роста бизнеса и реализовать все запланированные проекты, компания в конце 2013 г. разработала и внедрила систему стратегических показателей, которая вносит согласованные приоритеты в работу топ-менеджеров компании, подразделений и их руководителей, а также устанавливает взаимоувязанные KPI для всех сотрудников. Эта система охватывает все аспекты деятельности «Манго Телеком»: стратегический и финансовый менеджмент, маркетинг, разработку продуктов и инфраструктурного ПО, развитие технической инфраструктуры, повышение скорости разработки ПО (при одновременном снижении числа ошибок и ускорении тестирования), повышение эффективности маркетинговых коммуникаций, а также усиление обратной связи с различными географическими рынками и адресную работу с еще небольшими, но перспективными сегментами «облачного» рынка (не только на уровне продвижения продуктов, но и на уровне их функциональности). С февраля 2014 г. система стратегических показателей охватывает также и европейский проект «Манго Телеком».