Вчера «МегаФон» объявил о покупке 100% акций RBT-провайдера ЗАО «Инкор». Ранее «Инкор» провел раздел активов — было создано ЗАО «Инкор», занимающееся предоставлением услуг RBT, и «Инкормедиа». Как сообщили РБК daily в «Инкормедиа», до разделения в компании работало в общей сложности 130 человек. Из них за RBT-направление отвечало около 15% персонала.
Аналитики ComNews Research называют сервис RBT одним из главных драйверов российского рынка мобильного контента. К июлю 2008 года на услуги RBT в России были подписаны 8,6 млн сотовых абонентов. Ожидается, что к концу 2008 года их число вырастет на 50%. В этом случае объем рынка достигнет 150 млн долл.
Представитель ИК «Финам» Владислав Кочетков оценил стоимость «Инкора» в 20 млн долл. «Инкор» — второй по размерам российский RBT-провайдер, занимающий 10% этого рынка, утверждает пресс-секретарь «Инкормедиа» Мария Ляховская. Она сообщила, что компания существует 3,5 года и «МегаФон» всегда был ее крупнейшим клиентом, хотя до продажи этому оператору провайдер также оказывал услуги «Смартсу», «Волгателекому» и еще ряду операторов. Лидирует же на рынке RBT провайдер «Информ-мобил» (сотрудничает главным образом с МТС), сообщила г-жа Ляховская. Третье место на рынке занимает провайдер «Темафон», работающий по эксклюзивному контракту с «ВымпелКомом» (последний владеет миноритарным пакетом провайдера).
Сотовым операторам проще купить уже работающего RBT-провайдера, чем нанимать специалистов по одиночке либо заказывать необходимые продукты независимому провайдеру, считает аналитик MForum Дмитрий Деев. «Гораздо удобнее следить за продуктом на этапе его производства, чем получать уже готовый», — объяснила пресс-секретарь «МегаФона» Марина Белашева. «Работать с большим количеством маленьких контент-провайдеров не очень удобно, так как сложно контролировать качество производимого контента», — пояснила пресс-секретарь «ВымпелКома» Екатерина Осадчая. Исполнительный директор «Информ-мобил» Дмитрий Тимощенко уверен, что сделка не приведет к изменениям на рынке. По мнению г-на Тимощенко, одной из причин покупки могло стать желание «МегаФона» осуществлять непосредственный контроль над услугой.
МТС пока не планирует менять порядок независимых взаимоотношений с «Информ-мобил». Эксперты объясняют это тем, что МТС просто невыгодно покупать провайдера, поскольку она не взимает абонплату с подписчиков своего RBT-сервиса — ее абоненты платят только за аренду мелодии. «МегаФон» же всегда использовал другую модель: кроме разового платежа за мелодии абонент также перечислял ежемесячную плату за пользование услугой. При этом прибыль от абонплаты и покупки мелодий ранее делилась между «МегаФоном», правообладателями и «Инкором».
Михаил Белянин, Михаил Терновых