Первый балл оператор получает за рекламу совместной акции «МегаФон» и «Дом.ru», в которой потребителям обещают скидку от 350 рублей при одновременном использовании услуг данных операторов.
За счет мелкого шрифта от потребителей скрыто, что скидку «от 350 рублей» можно получить только при подключении дорогих тарифов данных операторов. В случае выбора более доступных предложений (например, тарифа «МегаФон» «Все включено S» и пакета услуг «М» от «Дом.ru») скидка не будет превышать 170-200 рублей.
Второй балл – за продолжение традиционного для «МегаФона» обмана со стоимостью устройств (ранее уловки фиксировались в рекламе смартфона «MegaFon Login+», планшета «МегаФон Логин», развивающего смартфона за 990 рублей, смартфона Moto G).
На этот раз потребителям предлагается планшет за 3990 рублей, который фактически можно приобрести только в комплекте с услугами связи и не менее чем за 5140 рублей. А если услуги связи потребителю не нужны, стоимость планшета составит 8000 рублей. Разумеется, часть существенных условий в рекламе отсутствует, а другая часть скрыта за счет мелкого шрифта.
В новой рекламе тарифа «#можноВСЁ» «Билайн» предлагает «настоящий безлимитный интернет везде, где он вам нужен» за 10 рублей в день. С частью ложных обещаний ОПИ разобралась ранее: вопреки заверениям оператора, безлимитны звонки только на номера «Билайн», имеется множество скрытых ограничений по субъектам РФ, использованию в различных устройствах (модем/роутер), по сценариям использования оборудования (в качестве точки доступа, для торрентов), указана плата только за первый месяц (которая в случае с планшетом взимается сразу за 30 дней).
Однако особенно показательно другое. Лидер рейтинга недобросовестности («МТС») уже получал штраф от Федеральной антимонопольной службы за слоган «4G в любой точке страны», которым вводил потребителей в заблуждение относительно наличия связи на всей территории России. Заявления «Билайна» о наличии безлимитного интернета «везде, где он нужен» потребителю, ничем не лучше и, более того, могут создать ложное представление о бесплатности мобильного трафика в международном роуминге. ОПИ надеется, что ФАС будет последователен в своей практике наказания нарушителей и, со своей стороны, будет всячески этому способствовать.
Напомним, что в основе рейтинга недобросовестности – анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи – «МТС» (21 балл в рейтинге), «МегаФон» (15 баллов), «Билайн» (14 баллов), «Yota» (2 балла), «Tele2» (1 балл).
Рейтинг является открытым, постоянно обновляется и дополняется. ОПИ продолжает работу по его наполнению и включает в него как материалы ФАС и ее территориальных органов, так и результаты собственных исследований.
Основная задача, которую преследует ОПИ - научить потребителей разбираться в недобросовестных уловках операторов, уберечь их от обмана, предупредить непредвиденные траты в непростых экономических условиях.