МГТС (на 94,7% принадлежит МТС) создает платформу по управлению беспилотным движением (Unmanned Traffic Management — UTM), которая позволит организовать полеты дронов с учетом всех существующих требований в воздушном пространстве, рассказали “Ъ” в компании. На первом этапе группа МТС готова инвестировать в проект «несколько миллиардов рублей».
Система будет состоять из радиолокационной сети обнаружения и сопровождения беспилотников и IT-платформы для управления полетами и агрегации сервисов с использованием дронов. Обмен данными между летательными аппаратами и системным комплексом в Москве будет происходить на базе оптической сети МГТС, сама UTM-система может использоваться в любом городе России, уточняют в компании. Воспользоваться платформой смогут государственные и частные заказчики при помощи специального приложения, подключенного к государственным информационным системам для проверки и обмена данными, рассчитывают в МГТС. В числе наиболее перспективных сфер для платформы компания видит логистику, транспорт, строительство, индустрию развлечений, безопасность, а также доставку, мониторинг и сервисы такси.
МГТС рассматривает три варианта развития проекта: через концессию с государством, по сервисной модели на основе тендеров (как, например, проект видеонаблюдения в Москве) и через продажу услуг, рассказал “Ъ” источник, знакомый с планами компании. «В первых двух случаях все данные, собираемые платформой, становятся государственными»,— указывает он. В департаменте информационных технологий Москвы сообщили, что поддерживают частные инвестиции в инновации в сфере беспилотного транспорта, отметив, что они должны соответствовать действующему законодательству.
Участие в проекте также могло бы быть интересно «Ростеху», считает источник “Ъ”. Госкорпорация уже занимается разработкой беспилотников, включая представленный в 2018 году «Корсар», который успешно прошел испытания и выбран для закупок Минобороны. В «Ростехе» не ответили на запрос “Ъ”.
Рынок потребительских дронов в России быстро растет: по данным «М.Видео—Эльдорадо», в 2018 году их было продано 160 тыс. штук, на 1,9 млрд руб., что превышает показатели 2017 года на 70% и 53% соответственно. При этом развитие индустрии пока осложняется ее регулированием, отмечают юристы и участники рынка.
Например, коптер весом от 250 г нужно ставить на госучет, но порядок регистрации правительство до сих пор не разработало, указывает адвокат Forward Legal Данил Бухарин. Кроме того, для полетов дрона вне зависимости от его категории нужно получить разрешение в центре системы организации воздушного движения и у органа местного самоуправления, что может занимать 24 рабочих дня. Нарушение этих требований грозит штрафом до 500 тыс. руб. Минтранс запрещает полеты в некоторых зонах: аэропорты, военные объекты, электростанции, закрытые территории. Также возможны временные ограничения, например, над территорией массового мероприятия.
Сейчас на российском рынке нет такого решения, которое планирует разработать МГТС, говорит основатель и председатель совета директоров ADA Aerospace Александр Милевский. По его мнению, такая платформа может быть востребована для беспилотной транспортировки грузов, что позволит закрыть проблему последней мили.
Юлия Тишина