Напомним, что один из крупнейших интернет-магазинов Amazon осенью 2011 года вывел на рынок собственный планшет Kindle Fire (см. материал рубрики «Оборудование» от 4 октября 2011 г.). Лишенный камеры, микрофона и поддержки 3G, обладая экраном с диагональю 7” и памятью всего на 8 Гбайт, он явно не тянул на крепкого конкурента ни для аналогичных устройств под управлением ОС Android, ни тем более для Apple iPad 2, тем не менее за ним прочно закрепилась слава «убийцы» последнего. Однако философия этих двух устройств принципиально отличается. Если AppStore нужен для увеличения продаж устройств Apple, то Kindle Fire нужен Amazon для увеличения онлайн-продаж контента. Совсем неудивительно, что CEO Amazon Джеф Безос (Jeff Bezos) в интервью Bloomberg Businessweek охарактеризовал Kindle Fire как сервис доступа, а не планшет: «Все, что мы делаем, – это предлагаем премиальный продукт по доступной цене. При этом планшеты конкурентов дороже и являются просто кусками железа. Мы не считаем Kindle Fire чисто планшетом – это прежде всего сервис».
Соответственно, основное преимущество Kindle Fire заключается не в «железе», а в интеграции с мощной экосистемой Amazon – крупнейший интернет-магазин мира предлагает владельцам Kindle Fire 100 тыс. фильмов и ТВ-шоу в Amazon Instant Video (доступны для скачивания или подписки на просмотр). Кроме того, это 17,5 млн песен MP3 (альбомы от $7,99 и отдельные композиции от $0,69), 1 млн Kindle books, сотни журналов и газет, приложения Android market, а также заказ любых прочих товаров на Amazon. Все владельцы Kindle Fire получают статус Amazon Prime Members на три месяца, что дает им бесплатный и безлимитный доступ к 11 тыс. фильмов, а также бесплатную доставку любых заказанных на Amazon товаров. При этом планшет продавался по явно заниженной цене стоимости «железа» – $199 (с оправданным риском окупить ее за счет продажи контента). В результате, по данным аналитиков comScore, на Kindle Fire сегодня приходится уже 54 % всех продаж планшетов под управлением ОС Android на рынке США (в сравнении с 29,4 % в декабре 2011 года). Второе место принадлежит Samsung Galaxy Tab с долей 15,4 %, далее следует планшет Motorola Xoom с 7 %, Asus Transformer и Toshiba AT100 с 6,3 и 5,7 % соответственно, хотя в целом они заметно отстают от продаж Apple iPad2 (см. материал рубрики «Apple iPad» от 12 марта 2012 г.). Именно благодаря Kindle Fire доходы Amazon по итогам первого квартала стали самыми высокими за последние два года, продажи выросли на 34 % – до $13,2 млрд (чистый доход снизился на 28 % – до $130 млн). При этом еще одним драйвером роста стали сторонние продажи через партнеров, в которых Amazon стремится приобрести долю, – они выросли на 60 %.
Рыночная доля планшетов под управлением ОС Android на рынке США. Данные comScore
Что касается основного конкурента, планшета Nook Color еще одного гиганта в мире электронных книг – Barnes&Noble, то именно эта компания стала первооткрывателем электронных «читалок» для народных масс – продажи первых ридеров Nook стартовали еще в 2009 году. Barnes&Noble обладает схожей по объему экосистемой: для планшетов доступно более 2 млн электронных книг (причем около 1 млн из них бесплатные), журналов и газет, множество обычных товаров, приложения Android Market, а также собственный B&N Marketplace, который насчитывает более 90 млн различных наименований товаров – обычных, электронных и аудиокниг, видеоигр, журналов, музыки, фильмов (причем как новых, так и подержанных, поэтому в большей степени это все-таки «барахолка», а не витрина). В результате такого сочетания Nook Color стал настоящим генератором прибыли. В то время как общие продажи к началу 2012 года выросли на 2 % – до $1,49 млрд, продажи устройств линейки Nook, включая цифровой и медиаконтент, выросли на 38 % – до $542 млн (продажи устройств Nook выросли на 64 %, приложений и цифровых книг – на 85 %). Однако Microsoft в рамках своей стратегии по патентному удушению экосистемы Google Android предъявил Barnes&Noble судебный иск, обвинив компанию в нарушении своих патентов в Nook Color. У Barnes&Noble не оставалось выбора, так как на экосистему Nook приходится до трети всех продаж компании.
Поэтому создание JV Newco можно считать победой Microsoft – она стала следствием и, по всей видимости, условием отзыва его патентного иска к Barnes&Noble. В результате после урегулирования патентного спора недавние враги – Microsoft и Barnes&Noble – объявили о создании нового совместного онлайн-магазина Newco. Софтверный гигант инвестирует в него $300 млн, получив долю 17,6 %, – таким образом, общая капитализация Newco достигнет $1,7 млрд. Сверхзадачей для Microsoft станет занятие существенной доли рынка планшетов, по крайней мере в США, поэтому следующая версия Nook Color будет работать уже под управлением ОС Windows 8. Соглашение не стало неожиданностью – обе компании все равно пришли бы к этому ввиду сложившихся рыночных обстоятельств. Microsoft прозевал планшетный бум, ограничив использование ОС Windows Phone лишь смартфонами, вынудив OEM-производителей ожидать выхода новой сенсорной ОС. В то же время Barnes&Noble, «оседлав» волну электронных ридеров и выпустив в конце концов первый полноценный планшет Nook Color под управлением ОС Android, испытывал все большее давление со стороны Amazon Kindle Fire, теряя долю рынка.
Основные конкуренты: Amazon Kindle Fire (слева) и Barnes&Noble Nook Color (справа)
Теперь же в результате подписанного соглашения будет создан новый онлайн-магазин для размещения своих цифровых товаров и медиаконтента, «заточенных» под планшеты Nook Color, часть стоимости которых будет покрывать роялти за использование патентов Microsoft. По словам представителей Microsoft, компания интегрирует магазин цифровых книг Nook в ОС Windows 8, создав таким образом модель W8 Nook. Соответственно, Barnes&Noble мигрирует с ОС Android, но, по большому счету, пользователи это воспримут нормально – уже сейчас в Nook Color используется сильно переработанный интерфейс. В результате Microsoft может вклиниться на рынок планшетов, используя уже наработанные позиции Barnes&Noble. Кроме того, стратегический партнер Microsoft в мобильном сегменте – Nokia – также подтвердила планы по производству планшетов (см. материал рубрики «Nokia» от 10 мая 2012 г.).
Вице-президент по исследованиям Yankee Group Карл Хоу (Carl Howe) так прокомментировал данное событие: «Это двойной удар для экосистемы Android. И я думаю, это означает, что Android не проявляет никаких признаков успеха в качестве платформы за пределами смартфонов. Это также предполагает, что Microsoft продолжает работу по выявлению возможностей извлечения прибыли от устройств под управлением ОС Android, где он пока не представлен. Поэтому Google необходимо найти новые способы для привнесения Android на новые типы и форм-факторы устройств, либо он столкнется с ситуацией, когда его экосистема будет ограничена лишь смартфонами».