Согласно постановлению правительства №1415, с 1 декабря в Москве и Татарстане стартует эксперимент по тестированию на дорогах общего пользования «высокоавтоматизированных» автомобилей (в салоне будет находиться оператор, готовый в любой момент остановить машину). Он продлится до 1 марта 2022 года и позволит выработать будущие правила дорожного движения для подобных транспортных средств, пояснил вчера премьер Дмитрий Медведев. «Нужно как минимум дать все необходимые определения, для того чтобы этот транспорт развивался, включая определение того, что является автоматизированной системой вождения, кто является собственником высокоавтоматизированного транспортного средства,— заметил он.— Отсюда вытекают юридические последствия, связанные с несением ответственности за возможный ущерб, который может быть причинен». Как пояснил вице-премьер Максим Акимов, в США для подобных целей «принят» документ под названием Self Drive Act (по информации с congress.gov, этот закон в сентябре 2017 года принят палатой представителей Конгресса США, но так и не подписан президентом). «Такое законодательство сейчас формируется интенсивно и в европейских странах,— рассказал господин Акимов.— В 2017 году соответствующий акт был принят в Китае. Это необходимо для того, чтобы получить реальный опыт эксплуатации». Уже через полгода, предположил чиновник, будут выработаны предложения «по корректировке нормативной базы и техрегламентов» для дальнейшего допуска автономных машин. В пилотном проекте будут участвовать более 100 транспортных средств.
Столичные власти вчера документ не комментировали. Власти Казани совместно с ГИБДД, по данным “Ъ”, в среду проведут совещание на эту тему с разработчиками беспилотников. В пресс-службе «Яндекса» вчера заявили, что компания будет принимать участие в тестировании, отметив, что «рады» принятию документа.
Российские власти, напомним, несколько лет обсуждают возможность допуска автономных авто на дороги. Экспериментальный беспилотник на базе Toyota Prius есть у «Яндекса», беспилотные электробусы «Шатл» и «Матрешка» — у КамАЗа/НАМИ и Volgabus соответственно. Такие транспортные средства на дороги выезжать до сих пор права не имели, что, впрочем, не мешало «Яндексу» тестировать свои машины на улицах Москвы и на трассе М7.
В начале ноября Минпромторг подготовил проект постановления правительства о проведении эксперимента (см. “Ъ” 6 ноября). Документ вызвал критику участников рынка. Многих смутили нормы, ограничивающие доступ стартапов к эксперименту: в первоначальной редакции постановления было написано, что компания-участник должна иметь уставный капитал 100 млн руб. В финальной редакции постановления норму убрали, а старт эксперименту дан на три месяца раньше.
«Все это говорит о том, что чиновники совершенно не заинтересованы в мнении рынка,— считает президент компании Cognitive Technologies (разработчик технологии для беспилотного вождения) Ольга Ускова.— Они просто решили оперативно свернуть дискуссию. Да, из постановления убрали норму про 100 млн руб., но этого недостаточно». В частности, говорит она, непонятно, почему единственной структурой, наделяющей правом допуска беспилотника к движению, будет ФГУП НАМИ (предприятие будет проводить испытания и выдавать свидетельство о соответствии авто требованиям безопасности). Госпожа Ускова также назвала «непонятным» требование, обязывающее владельца беспилотника застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее 10 млн руб. на каждую машину. «В документе по-прежнему не указано, каким международным стандартам должен соответствовать беспилотный автомобиль, каким образом должна проходить его сертификация перед выпуском на дороги»,— отмечает она.
Иван Буранов