Фемтосоты представляют собой миниатюрные базовые станции, способные обслуживать лишь несколько человек, тем не менее в России они относятся к специальному оборудованию операторского класса и подлежат лицензированию. В результате чего для подключения одной фемтосоты в офисе ранее могло потребоваться до 18 месяцев на получение всех разрешений и 120 тыс. рублей на оплату экспертиз электромагнитной совместимости. Между тем на Западе оператор также несет ответственность за все действия, связанные с работой данного оборудования. Но при установке фемтосот не требуется производить расчет частотно-территориального плана и анализ электромагнитной совместимости. Таким образом регистрация фемтосот имеет уведомительный характер, а оператор сообщает регулятору место установки, номер лицензии и срок эксплуатации.
По словам экспертов ГКРЧ, фемтосота с выходной мощностью 10 мВт (милливатт) практически не способна создать непреднамеренные помехи РЭС различного назначения на расстоянии более 20 м от внешней стены здания. Для фемтосоты мощностью 20 мВт – 50 м, а 100 мВт – до 500 метров. Но для гарантированной совместимости с РЭС военного назначения в зоне ограниченного применения вокруг Москвы и Комсомольска-на-Амуре ГКРЧ предложено ограничить выходную мощность фемтосот 25 мВт. Эксперты пришли к выводу, что столь миниатюрные БС не способны создавать помехи РЭС гражданского и военного назначения, поэтому теперь нет необходимости проводить экспертизу электромагнитной совместимости при их установке в каждом отдельном случае. Таким образом, процедура ввоза, а также ввода в эксплуатацию фемтосот операторами сотовой связи упростится, что особенно важно для Москвы с ограничениями МО на мощность БС 3G, высоту подвеса и направленность их лепестков. В связи с принятием этого решения в Минкомсвязи ожидают быстрого роста внедрений фемтосот в России и коренного изменения топологии существующих 3G-сетей.
Что касается опытных зон перспективной технологии LTE, то, по предложению заместителя директора департамента Минкомсвязи России, руководителя аппарата ГКРЧ Юрия Журавеля, к планам на 2010 год были приняты две протокольные записи. Первая касается поручения НИИ Радио совместно с Роскомнадзором провести работы и представить комиссии предложения о возможности и условиях использования доступного радиочастотного ресурса радиоэлектронными средствами мобильного ШПД в полосах 2,3-2,4 ГГц и 2,5-2,7 ГГц. Во второй протокольной записи г-н Журавель рекомендовал Роскомнадзору совместно с МО РФ определить четыре зоны для развертывания на территории России опытных сетей мобильной широкополосной связи LTE.
Глава Минкомсвязи Игорь Щёголев продолжает: «Мы предполагаем использовать расчищенные участки спектра в опытных зонах под строительство тестовых сетей связи четвертого поколения LTE (pre4G). Всего будет выделен радиочастотный ресурс для создания четырех таких зон в полосах 700-900 МГц, 1800-2100 МГц и 2500-2700 МГц. Каждому оператору (МТС, «Билайн», «МегаФон», «Связьинвест») будет дана возможность построить опытную зону лишь в одной из них. Сейчас много об этом говорят, уже появляется серийное оборудование на уровне базовых станций. Для нас очень важно, чтобы в течение 2010 года мы смогли получить четкое представление о том, что в наших условиях (России) наиболее приемлемо, какие сети строить проще, с каким экономическим эффектом, будет ли это востребовано у конечных пользователей и насколько будет для них удобно».
Глава Минкомсвязи Игорь Щёголев
На заседании ГКРЧ также была утверждена техническая возможность оказания российскими сотовыми операторами услуг связи в стандарте GSM1800 на борту воздушных судов. На сегодняшний день основными производителями бортового оборудования систем GSM-связи на борту самолетов являются британская компания AeroMobile и швейцарская OnAir, завершены сертификационные испытания и получены сертификаты летной годности бортовых базовых станций для применения на самолетах Aerobus и Boing. Схема организации связи при использовании терминалов GSM 1800 на борту воздушных судов можно описать следующим образом: базовая станция (БС) стандарта GSM автоматически начинает функционировать после набора высоты в 3000 метров (выключается при снижении ниже этой высоты), а связь осуществляется по линии «сотовый телефон – бортовая БС – спутник – сеть связи общего пользования». При этом в качестве антенны БС самолета используется излучающий кабель, проложенный вдоль всего салона, что в условиях нахождения любого абонента внутри самолета не далее 2 метров от него обеспечивает минимальную мощность излучения телефона. Ключевым элементом всей системы является блок контроля управления с функциями исключения соединения сотовых телефонов с наземными БС, а также управление режимами работы БС на различных этапах полета.
В результате проведенных работ ГКРЧ предлагается разрешить использование ранее выделенного диапазона 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц для применения в сетях GSM на борту воздушных судов без оформления дополнительных частных разрешений на использование радиочастотных каналов. При этом оператору, который намеревается оказывать подобные услуги, требуется получение отдельного разрешения на линию связи «воздушное судно-спутник-земля», что может быть реализовано как самим оператором, так и совместно с другим оператором, располагающим подобным разрешением. Новые самолеты Aerobus и Boing выпускаются со встроенным бортовым оборудованием, а существующие технологии позволяют дооборудовать любой самолет в течение трех месяцев. Из российских компаний к GSM-связи на борту активный интерес проявляет «Аэрофлот».
Что касается ценового вопроса, то замглавы Минкомсвязи Наум Мардер сказал по этому поводу следующее: «На российских линиях оператор будет определять тарифную политику самостоятельно, при этом стоимость звонка будет состоять из подключения земной станции и платы за спутниковую связь. Мы надеемся, что экономика будет достаточно приемлема, но лишь в том случае, если подобными системами будет оборудовано множество самолетов».
При этом сам глава Минкомсвязи Игорь Щёголев призвал журналистов не торопить события и не выдавать желаемое за действительное. ГКРЧ принята лишь принципиальная техническая возможность оказания такой связи, но ее реализация может занять довольно продолжительное время. С завтрашнего дня сотовая связь в российских самолетах точно не появится, потому что в цепочке участвует множество игроков: самолет с БС на борту приобретает авиакомпания, оператор должен получить лицензию на оказание соответствующих услуг, затем они должны найти взаимный интерес и пройти все необходимые процедуры. Только после этого они смогут совместно начать предоставление услуги.
«Мы не должны создавать завышенных ожиданий у наших авиапассажиров, как бы мы того не хотели сами», – заключил министр.
Наибольший интерес у журналистов вызвал вопрос
оказания сотовой связи в самолетах
На прошедшем в прошлую пятницу заседании ГКРЧ был также рассмотрен вопрос и о VSAT-системах. Эксперты комиссии пришли к выводу, что в результате проведенных работ имеется возможность принципиально упростить регуляторные условия применения VSAT-станций (Very Small Aperture Terminal) в Ku-диапазоне без опасности возникновения радиопомех с другими системами в полосе частот 14399 МГц-14500 МГц. При этом сохраняется лишь режим регистрации таких станций без необходимости получения других разрешений на их применения. Кроме того, ГКРЧ постановило, что теперь имеется возможность свободного применения VSAT-станции Ка-диапазона в полосе частот 29,5-30 ГГц, что позволит приступить к созданию перспективных VSAT-систем в этом диапазоне частот с целью их подготовки к планируемым запускам российских спутников.
Что касается общих вопросов конверсии и перехода России на цифровое телевидение, то руководитель аппарата ГКРЧ Юрий Журавель рассказал, что только за 2009 год было выполнено 9 научно-производственных и опытно-конструкторских работ по вопросам конверсии и расчистки радиочастотного спектра. Основные работы проводились для оптимизации использования спектра для цифрового ТВ в полосах частот 726-790 МГц (60 и 63 ТВ-каналы). На данный момент в этих полосах продолжается программа локально-территориальной конверсии, которая позволяет за счет доработки радиолокационных средств военного назначения обеспечить возможность внедрения цифровых мультиплексов.
Здесь же стоит отметить работы по 44-46 ТВ-каналам уже в общероссийском масштабе, направленные на вывод из эксплуатации радиолокационных средств (перевод надземного и бортового оборудования систем ближней навигации и посадки в международные полосы радиочастот). По словам Юрия Журавеля, на данный момент разработана конструкторская документация и уже имеется несколько опытных образцов, но полученного финансирования не хватит для завершения всего комплекса работ, в то время как полоса является одной из самых перспективных. В связи с чем в настоящее время разрабатывается механизм по привлечению средств потенциальных пользователей либо будущих операторов связи. Кроме того, по ТВ были проведены работы в полосах 174-230 МГц и 470-726 МГц, которые позволяют снять ранее наложенные ограничения на использование ТВ-каналов в районах дислокации радиолокационных средств (РС) военного назначения. Кроме того, в 2009 году были проведены работы по разработке условий совместного использования РС гражданского и военного назначения в полосах частот 1450-1492 МГц, 1580-2010 МГц, 2170-2200 МГц для сетей непосредственного спутникового вещания.
Трансляция из зала заседания ГКРЧ для журналистов
Кроме того, в 2009 году были проведены работы по расчистке полос 2,3-2,4 ГГц, 2,5-2,7 ГГц и 3,4-3,6 ГГц, с которыми связаны наибольшие ожидания в области внедрения перспективных технологий мобильного широкополосного доступа. По их результатам определены возможности использования доступных полос радиочастотного спектра для оказания услуг связи и мобильного ШПД на территории как отдельных городов, так и отдельных субъектов РФ. В течение 2010 года все эти работы будут вынесены на рассмотрение ГКРЧ.
По словам руководителя аппарата ГКРЧ, наиболее перспективным направлением работы комиссии на 2010 год является разработка территориально-временного плана конверсии радиочастотного спектра.
«Кроме того, на текущий год планируется провести работу по освобождению отдельных частот в полосе 1500-2000 МГц с целью обеспечения развития сетей связи 3-го и 4-го поколений за счет перевода в другие полосы радиочастот РС фиксированной связи правительственного назначения. В целом на 2010 год планируется провести 12 различных работ такого рода, при этом для их проведения рекомендовано привлекать инвестиционные финансовые средства», – резюмировал Юрий Журавель.