Национальную платформу открытого образования при поддержке Минобрнауки создал консорциум из восьми ведущих российских университетов: МИСиС, ВШЭ, МГУ, СПбГУ, МФТИ, ИТМО, УрФУ и СибПУ. Каждый из этих государственных университетов вложил в платформу по 50 млн руб.— на эти деньги сделан портал, на них же каждый вуз будет создавать курсы. Разработчики обещают, что это будет не просто видеозапись лекций, а совершенно новый образовательный продукт, аналогичный популярным зарубежным платформам Coursera или edX. Предполагается, что слушатель курсов станет ежедневно получать короткий «урок» с основной информацией по предмету, а усвоение знаний будут периодически проверять с помощью тестов. Пользователи смогут выполнять коллективные задания на специальных форумах, а в конце каждый сможет сдать экзамен и за небольшую плату получить официальный сертификат. Как рассказала на открытии «Нацплатформы» ректор МИСиСа Алевтина Черникова, Минобрнауки предъявило крайне строгие требования: слушатель онлайн-курса должен получить те же знания, что и студент, изучающий этот предмет в аудитории.
В министерстве надеются, что развитие этой системы уже в ближайшие годы поднимет качество российской высшей школы. «В первую очередь это заменит заочное обучение или занятия в филиалах, где дается некачественное образование»,— заявил директор департамента госполитики Минобрнауки Александр Соболев. Чтобы стимулировать интерес к «Нацплатформе», чиновники обещают приравнять виртуальные отметки к реальным. Если учащийся провинциального вуза пройдет такой онлайн-курс и успешно сдаст экзамен, то оценка попадет в его диплом.
Замглавы Минобрнауки Александр Повалко указал, что такая схема поможет и сильным вузам — если часть предметов будет изучаться онлайн, то «в университете высвободится время для исследовательской составляющей, серьезно увеличится научная продуктивность». Господин Повалко посетовал, что пока даже ведущие российские университеты неохотно идут на внедрение онлайн-образования. «Очевидно, придется применить насаждение добра в очередной раз»,— предупредил замминистра. Принуждать вузы к переходу в виртуальную реальность ведомство планирует методом кнута и секвестра. «Можно добавить новые показатели в мониторинг работы вузов — количество разработанных курсов и статистику их использования,— предположил Александр Повалко.— С другой стороны, вузы должны понять, что использование внешних курсов (разработанных другими учебными заведениями.— “Ъ”) будет им экономически выгоднее, позволит снизить затраты».
«В России очень большая потребность в высшем образовании, но недостаточно ресурсов, чтобы ее удовлетворить. В результате у нас много псевдовузов, дающих слабое образование,— заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.— Министерство собирается убеждать вузы в том, что им выгодно заменить слабых или отсутствующих преподавателей подобными онлайн-курсами. Это колоссальное расширение образовательных возможностей, которое приведет к росту качества образования». По его мнению, в таких условиях слабые вузы превратятся в «пункты, где будут засчитывать онлайн-курсы ведущих университетов и выдавать соответствующие дипломы».
Александр Черных