О создании серии российских многоядерных процессоров под названием Baikal говорится в материалах Минпромторга. Первыми продуктами в линейке должны стать 8-ядерные процессоры Baikal M и M/S топологией 28 нм и частотой 2 ГГц для использования в персональных компьютерах и микросерверах. Строиться процессоры будут на 64-битном ядре Cortex А-57 британской компании ARM. В качестве операционной системы для всех решений предполагается использовать свободное ПО Linux. Выпуск 8-ядерного процессора Baikal намечен на начало 2015 года, а уже в конце 2016 года Минпромторг запланировал выпуск еще более мощного, 16-ядерного серверного процессора топологией 16 нм.
По заказу Минпромторга разработку микрочипа Baikal ведет компания "Байкал Электроникс", дочерняя компания разработчика суперкомпьютеров ОАО "Т-Платформы". Финансирование проекта ведется через СП фонда инфраструктурных и образовательных программ "Роснано" и "Т-Платформ" "Т-Нано". В пресс-службе "Роснано" сообщили, "Т-Нано" получило 1,2 млрд руб., однако, сколько из них пришлось на Baikal, не раскрыли. В проекте также участвует и Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК; входит в "Ростех"). ОПК планирует создавать на основе Baikal коммутаторы, маршрутизаторы, вычислительную технику, сказал представитель корпорации. Кроме того, в материалах Минпромторга сообщается, что интерес к проекту проявили также компании Depo Computers, Kraftway и группа "Аквариус". Предполагается, что Baikal будет поставляться в органы власти и госкомпании. Ежегодно они закупают около 700 тыс. персональных устройств на $500 млн и 300 тыс. серверов на $800 млн, оценивают в Минпромторге. Общий объем этого рынка — около 5 млн устройств стоимостью $3,5 млрд.
На текущий момент в России серийно производятся микрочипы 90 нм, которые выпускает подконтрольный АФК Система зеленоградский завод "Микрон". Линейку различных микропроцессоров под названием "Эльбрус" также выпускает МЦСТ. Мощностей для производства процессоров 28 нм в России на данный момент нет, отмечает источник "Ъ" в отрасли. Такие чипы сейчас производят мировые лидеры Qualcomm, Samsung, Altera для смартфонов Samsung, Sony, Motorola, HTC, а также для iPhone 5s и iPad Air.
Какой объем инвестиций потребуется на разработку и производство Baikal, пока неизвестно. К примеру, в 2013 году корпорация Intel потратила на R&D $10,6 млрд. "Если при проектировании процессора лицензировались процессорное ядро и IP-блоки, заказывалось проектирование корпуса, то с учетом лицензионных платежей проект мог обойтись в десятки миллионов долларов без учета стоимости производства",— оценивает представитель ОАО "НИИМЭ и Микрон" Алексей Дианов.
Основанная в 2002 году компания "Т-Платформы" проектирует и строит суперкомпьютеры из компонентов западных вендоров. В 2013 году ее выручка составила 1 млрд руб. Гендиректор "Т-Платформ" Всеволод Опанасенко контролирует 74,99% акций компании, 25,01% — у Внешэкономбанка.
Однако финансирование может оказаться не единственной проблемой проекта Baikal. С марта 2013 года по январь 2014 года "Т-Платформы" не могли экспортировать элементную базу, поскольку попали в список организаций и лиц, действующих вопреки национальной безопасности и внешнеполитическим интересам США. Участие в разработке Baikal может повлечь новые санкции, считает президент некоммерческого партнерства "Содействие микроэлектронной промышленности" Карина Абагян. "Конкурировать с решениями западных вендоров этот проект, вероятно, сможет благодаря акценту на информационную безопасность. Поэтому в устройствах на базе данных процессоров в первую очередь будут заинтересованы предприятия оборонной промышленности, что может повлечь за собой новые санкции со стороны США. Поскольку процессоры Baikal, судя по всему, будут производиться за рубежом, реализация санкций может полностью парализовать проект",— заключает Карина Абагян. Представители "Т-Платформ" и "Байкал Электроникс" комментариев не предоставили.
Мария Коломыченко