Услуга MNP заработала в России 1 декабря 2013 г., переходный период (в течение которого операторы не гарантировали недельный срок переноса номера) длился до 7 апреля 2014 г. По данным оператора базы данных перенесенных номеров (БДПН), ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС), на 1 декабря нынешнего года абоненты подали 1,2 млн заявок на перенос, из них уже перенесено 827 тыс. номеров.
Операторы заявляют, что MNP пользуется небольшое количество абонентов и в рамках этой услуги изменения абонентских баз компаний несущественны. Однако не все операторы раскрывают цифры по оттоку и притоку абонентов.
"Спрос на услугу по-прежнему невысок, операторы неоднократно предупреждали об этом. С учетом того что при размере населения России, равном 146 млн человек, крупные операторы ежегодно подключают более 110 млн абонентов в год (по данным AC&M Consulting за полный 2013 г. - Прим. ComNews), было очевидно, что доля переносов с сохранением номера будет невелика. И 1 млн абонентов в российских реалиях – это менее одной сотой от общего количества абонентов, которые подключились к операторам "большой тройки", просто купив SIM-карту с новым номером", - отметил в разговоре с репортером ComNews руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников. От услуг МТС отказывается меньше всего клиентов – у оператора самый низкий отток по тройке (9,2% за III кв. 2014 г.), добавил он.
"Мы видим интерес к ОАО "МегаФон" и положительную динамику переносов номеров к нам как на массовом, так и на корпоративном рынках. Для корпоративного рынка услуга особенно важна, так как дает свободу клиентам, которым важно сохранить номер", - в свою очередь заявила пресс-секретарь "МегаФона" Алия Бекетова.
По словам пресс-секретаря ОАО "ВымпелКом" Анны Айбашевой, в ряде регионов на массовом рынке компания видит приток от MNP в большем объеме, чем отток. "Так что в целом баланс по уходу-приходу от нас и к нам на массовом рынке сохраняется, на корпоративном рынке видим больший переток к нам, нежели от нас", - резюмировала в разговоре с репортером ComNews Анна Айбашева.
"Как Tele2 и прогнозировал, услугой MNP заинтересовалось лишь несколько процентов российских абонентов. Тем не менее мы считаем, что эта услуга нужна абонентам и рынку", - заключил в беседе с ComNews руководитель департамента стратегических коммуникаций компании Константин Прокшин.
Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский ожидал, что в рамках MNP переходы абонентов между операторами не станут массовыми. "Причины: почти одинаковое соотношение цены и качества, удовлетворенность абонентов качеством сотовой связи, владение сразу несколькими SIM-картами активной частью абонентов. Главное следствие MNP - операторы улучшили качество связи, качество обслуживания с тем, чтоб не допустить утечки абонентской базы", - рассуждает Юрий Домбровский.
По словам представителя Федерального агентства связи (Россвязь), за год своего существования на российском рынке связи услуга по сохранению номера телефона при переходе к другому оператору доказала свою важность. "Для кого-то число перенесенных номеров покажется несущественным, и, как говорят сами операторы, "услуга не пользуется популярностью", однако предоставленная пользователю возможность рублем повлиять на нерадивого оператора важна сама по себе", - добавил он.
На взгляд представителя Россвязи, желание перейти и сменить оператора, проиллюстрированное количеством заявок и составляющее 1,2 млн единиц, нельзя игнорировать, и это своего рода нарастающее недовольство пользователей качеством связи, покрытием, тарифами и скрытыми сборами.
"Операторы должны прислушаться к абонентам, в противном случае отток будет существеннее, - рассказывает представитель Россвязи. - С технической стороны отмечу, что ФГУП "ЦНИИС" (предприятие, подведомственное Россвязи – Прим. ComNews) наработало обширную историю отказов со стороны операторов, которая подчас вызывает вопросы. В некоторых случаях имеются препятствия для переноса, искусственно созданные со стороны сотовых компаний. Эти случаи не должны оставаться без внимания отраслевого регулятора".
По словам представителя пресс-службы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи), важны не количественные показатели, а то, что у граждан появилась возможность выбирать оператора связи при сохранении абонентского номера. "Это серьезный показатель, которого удалось достичь при отсутствии какой-либо рекламы услуги со стороны операторов", - отметил представитель Минкомсвязи в разговоре с репортером ComNews. Тем не менее источник, близкий к министерству, уточнил ComNews, что ведомство не совсем довольно статистикой переноса номеров в рамках MNP.
По словам руководителя департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталия Солонина, прогноз, сделанный компанией более двух лет назад, оценил верхнюю границу востребованности MNP в России – не более 3-5% в течение двух-трех лет. "По факту, спустя менее одного года после старта переносимости номера, мы видим, что количество заявок на перенос номера составляет около 0,5% от количества активных SIM-карт в России или около 1% от количества реальных абонентов", - подчеркнул Виталий Солонин в беседе с ComNews.
На его взгляд, базой при расчетах должно служить именно реальное количество абонентов, а не число SIM-карт, довольно высокая доля которых используется в различных устройствах передачи данных, где роль телефонного номера не играет практически никакой роли, – планшетные ПК, USB-модемы и роутеры, M2M-устройства и т.п.
"Можно предположить, что с появлением четвертого федерального игрока-дискаунтера, Tele2, и ростом активности со стороны MVNO - Yota, ОАО "Московская городская телефонная сеть" и др. - активность абонентов в отношении MNP как минимум не снизится, так что к концу 2015-2016 гг. Россия вполне может выйти на тот уровень, который был заложен в наших прогнозах, по крайней мере, в части его консервативной оценки – до 3% от реальных абонентов мобильной связи к концу 2016 г., или до 3-4 млн заявлений на перенос номера", - заключил Виталий Солонин.
Андрей Федосеев