Согласно результатам опроса «Гринпис», на одного человека в России приходится 5,55 мобильного телефона. Это больше, чем в Мексике, Германии и США. Но только 5–7% отслуживших аппаратов перерабатывается необходимым способом. Остальные отправляются на свалки и мусоросжигательные заводы, несмотря на то что мобильные телефоны относятся к классу особо опасных отходов.
Согласно исследованию Гринпис, сегодня Россия занимает первое место и обгоняет в антирейтинге по количеству мобильных телефонов на человека Мексику (5,18), Южную Корею (4,17), Китай (3,98), США (3,46) и Германию (3,22). В России цифра достигает 5,55 телефона на человека.
Активное потребление давно стало нормой для развитых стран. 59% россиян признались, что когда у них появляется новый мобильный, предыдущее устройство всё еще находится в рабочем состоянии. А значит, телефон меняют исключительно из-за морального, а не физического устаревания.
Почти такое же количество опрошенных (56%) уверены, что ежегодно производители телефонов выпускают слишком много новых и обновленных моделей. Но при этом, как показывает практика, их всё равно молниеносно раскупают.
Где же оказываются старые, порой работающие, но ненужные мобильные телефоны?
— К сожалению, информации о том, сколько телефонов перерабатывается на самом деле, в открытом доступе нет. Согласно данным UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию. — «Известия»), в России ежегодно образуется 1,5 млн т электронных отходов, а перерабатывается лишь 5–7% из них, — рассказала «Известиям» эксперт токсической программы «Гринпис» Нина Лесихина.
1,5 млн т электронных отходов — это около 10 кг на человека ежегодно, из которых перерабатывается лишь 500–700 г. Всё остальное отправляется на свалку и мусоросжигательные заводы.
При этом исследование показало, что 16% россиян не знают, куда девается телефон после окончания срока эксплуатации. 54% считают, что старые аппараты оказываются на свалке. И лишь 13% соотечественников уверены, что они идут в переработку и переплавляются в сырье для производства новых телефонов или других товаров. Для сравнения: в Китае так думают 40% населения, в Германии — 35%.
Как рассказал «Известиям» министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган, к 2025 году в Московской области планируется добиться снижения объемов захоронения до 50%.
— Одним из основных элементов структуры отрасли должен стать раздельный сбор мусора, где важным звеном является сбор особо опасных отходов, — пояснил министр.
Для этой цели в Подмосковье будет установлено около 10 тыс. экобоксов для сбора опасного мусора, к которому можно отнести и телефоны. Сегодня такие контейнеры есть уже в 35 муниципальных образованиях Подмосковья. Лидеры сбора — Химки и Мытищи. В этих городах экобоксы стоят почти на каждой контейнерной площадке.
— Телефонные батарейки следует выкидывать в такие экобоксы. Батарейка — самая токсичная часть мобильного. Остальные составляющие не представляют очень серьезной опасности для человека и экологии, — пояснил «Известиям» заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии, член общественного совета Минприроды России Владислав Жуков.
За десять месяцев 2016 года в Подмосковье уже собрано и утилизировано более 7,2 млн ртутьсодержащих ламп и 12,5 т батареек. Как сообщил Александр Коган, сбор опасных бытовых отходов проходит с помощью 2,5 тыс. специализированных экоконтейнеров, которые установлены на территории региона. Собранные опасные отходы будут обезврежены на специализированных предприятиях по демеркуризации и утилизации.
Одна выброшенная батарейка отравляет 20 кв. м земли вокруг: ядовитые соединения распространяются и заражают окружающую среду.
Но о коренном изменении ситуации можно говорить, лишь когда подобное нововведение появится во все регионах страны. Основная проблема, по мнению Владислава Жукова, в том, что сдавать мобильники в России просто некуда.
Опрос «Гринпис» показал: сегодня 44% россиян считают, что нести ответственность за предоставление жителям возможности сдать свой старый телефон на вторичную переработку должен производитель гаджета.
— Но на деле лишь периодически проводятся акции крупных сетевых магазинов по сбору электроники. И эти акции эпизодичны, а не постоянны, — отметил Владислав Жуков.
По его мнению, сектор утилизации электронного мусора у нас развит слабо, но в будущем можно надеяться на улучшение — в 2020 году в силу вступит запрет на захоронение техники.
Дарья Филиппова