Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы объявил закупку систем управления базами данных (СУБД) Oracle для органов исполнительной власти столицы и их подведомственных учреждений. Начальная максимальная цена контракта — 480 млн руб. Всего ДИТ закупит 16 наименований лицензий и шесть сертификатов на техническую поддержку на срок до года. В документации приводится обоснование невозможности соблюдения запрета на закупку иностранного ПО, который действует для госорганов с 1 января 2016 года. В нем отмечается, что ПО из реестра отечественного софта по функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.
Постановление правительства, обязывающее госорганы в приоритетном порядке закупать российское ПО, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал в ноябре 2015 года. Исключения допускаются в случаях отсутствия отечественных аналогов в реестре или их недостаточной функциональности. Пока госорганы в импортозамещении IT продвинулись незначительно. Как сообщал “Ъ” в начале сентября, наиболее популярными СУБД для федеральных IT-систем, по оценкам TAdviser, оказались Microsoft SQL Server и Oracle Database, на которые приходится 38,6% и 25,4% всех ФГИС соответственно. Российские СУБД используют лишь 2,9% ФГИС. Сейчас в реестре, который курирует Минкомсвязи, около 35 программных продуктов по классу СУБД.
Заместитель руководителя ДИТ Александр Горбатько, пояснил “Ъ”, что Москва имеет самые высоконагруженные системы, поэтому, чтобы перейти на российское ПО, аналогичное зарубежному по функционалу, зачастую требуется его доработка. «Например, проект по переводу системы электронного документооборота (ЭДО) занял полтора года, в том числе из-за необходимости подготовки ПО»,— уточняет он. Как сообщалось на портале мэра Москвы, перевод ЭДО с Oracle на свободную систему управления базами данных PostgreSQL произошел в мае 2017 года. В апреле 2016 года об аналогичной миграции системы ЭДО объявила Московская область. В 2016 году ДИТ Москвы также заявлял, что правительство Москвы откажется от почтового сервиса Windows в пользу продукта компании «Новые облачные технологии». Глава ДИТ Артем Ермолаев в мае 2017 года говорил “Ъ”, что «продукт готов не до конца и не полностью соответствует текущим нуждам».
Обоснование закупки составлено так, чтобы ни один другой продукт, кроме Oracle, не подошел под него, считает заместитель гендиректора Postgres Professional Иван Панченко. «В требованиях упоминаются названия технологий, входящих в состав продуктов Oracle, например Fast Application Notification, Zero Data Loss и так далее»,— отмечает он. Но такие технологии, обеспечивающие отказоустойчивость и гарантии сохранности данных, под другими названиями есть и в отечественных продуктах, настаивает господин Панченко.
В Минкомсвязи не прокомментировали закупку ДИТ. Заместитель руководителя ФАС Рачик Петросян сообщил, что в центральный аппарат ФАС России не поступало жалоб на эту закупку. В российском офисе Oracle комментариев не предоставили. Из отчетности глобальной Oracle, опубликованной 21 июня, следует, что в 2017 финансовом году продажи новых лицензий на ПО компании, устанавливаемое на компьютеры, сократились на 12%, до $6,4 млрд, а доходы от услуг поддержки продуктов и обновления локального софта возросли на 2%, до $19,2 млрд.
Юлия Тишина