Google потеряла статус основного поисковика для браузера Firefox от Mozilla, который сохранялся у компании на протяжении десяти лет. В ночь на четверг Mozilla и Yahoo! сообщили о глобальной сделке, согласно которой с декабря текущего года предустановленным поисковиком в браузере Firefox в США станет Yahoo!. В Китае и в России основными поисковиками в Firefox стали крупнейшие локальные игроки — Baidu и "Яндекс". В частности, у российских пользователей сохраняются альтернативные варианты поисковых машин — Google, DuckDuckGo, Ozon.ru, Price.ru, Mail.ru и Wikipedia, но для этого пользователям придется изменять настройки вручную.
В "Яндексе" подтвердили, что в ближайших версиях браузера Firefox в качестве основного поиска пользователям будет предлагаться продукт российской компании. Условия договоренности в "Яндексе" не комментируют, напоминая, что Mozilla ранее сотрудничала с ним, но партнерство было прервано летом 2012 года из-за того, что Mozilla и Google заключили глобальный контракт. После этого "Яндекс" ускорил разработку собственного браузера.
По данным LiveInternet, браузером Firefox пользуются 7,5% аудитории рунета, это четвертое место на рынке после Google Chrome (27,1%), Android Browser (20,4%) и Safari (12,3%). Доля "Яндекс.Браузера", запущенного в октябре 2012 года, в России составляет 7,1%. Среди российских пользователей Firefox именно "Яндекс" является самым популярным поисковиком с долей 70,8%, тогда как доля Google составляет 18,7%, а Search.Mail.ru — 7,1%.
Mozilla должна неплохо заработать на этой сделке, считает основатель LiveInternet Герман Клименко. По его оценке, российскому поисковику это могло стоить "десятки миллионов долларов". По подсчетам господина Клименко, "Яндекс" может "докупить себе" около 3% на российском рынке поиска. На 20 ноября доля "Яндекса" составила 59,3%, Google — 31,4%, Search.Mail.ru — 6,8%.
С оценками Германа Клименко согласен вице-президент "Ростелекома" Алексей Басов. "Конструкция, при которой Mozilla развивает свой браузер, конкурирующий с Chrome, и получает при этом контракт на установку Google в качестве поиска по умолчанию, явно была неустойчивой",— объясняет он. Для "Яндекса" же настают непростые времена: впервые за несколько лет его доля на российском рынке поиска упала ниже 60%, напоминает Алексей Басов. По его словам, Google наступает на "Яндекс" своей мобильной частью, и противопоставить здесь можно разве что такие партнерские соглашения, которые способны затормозить падение доли и вдохновить команду и инвесторов.
Роман Рожков