Сотовые операторы договариваются об изменении условий контрактов с RIM, рассказали РБК daily три источника, знакомые с деталями переговоров. Один из них приводит в пример модель BlackBerrу 9800. «В то время как операторы из-за высокой закупочной цены вынуждены удерживать стоимость на этот аппарат на уровне 20 тыс. руб., схожий по функционалу телефон Samsung Galaxy S можно приобрести всего за 8 тыс. руб.», — жалуется собеседник РБК daily. Как результат, отмечает он, крайне слабые показатели продаж за прошлый год.
Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит, что за 2011 год в России было официально продано около 50 тыс. аппаратов Blackberry. «Но это только половина от того, что закупили операторы. Остальное осталось на складе», — поясняет он. Источник в одном из операторов подтверждает, что всего операторами было закуплено чуть больше 100 тыс. трубок в прошлом году.
Еще в третьем квартале прошлого года «ВымпелКом» списал запасы устаревших телефонных аппаратов на 58 млн руб. Об этом говорилось в отчете его головной структуры — компании Vimpelcom. Значительная часть этих средств пришлась на смартфоны Blackberry, рассказывала тогда вице-президент «ВымпелКома» по маркетингу Ольга Турищева. Она отмечала, что RIM не занимается продвижением Blackberry на массовом рынке.
Собеседники РБК daily отмечают, что операторы также обратились к RIM с просьбой организовать маркетинговую поддержку своих аппаратов, так как они по-прежнему остаются «нишевым продуктом» для корпоративного рынка.
В RIM переговоры с операторами не комментируют. Официальные представители МТС и «ВымпелКома» также отказываются комментировать переговорный процесс. Однако в МТС отмечают, что Blackberry в России интересны в первую очередь как продукт для компаний, обеспечивающий безопасную и удобную работу с корпоративной почтой. В 2011 году продажи МТС этих смартфонов выросли примерно в полтора раза по сравнению с предыдущим годом, но в первую очередь за счет корпоративного рынка.
«Смартфоны Blackberry имеют ограниченный спрос на массовом рынке, так как проигрывают по соотношению цены и функционала продукции других вендоров», — признают в МТС. В «ВымпелКоме» отмечают, что отсутствие рекламного продвижения со стороны вендора для популяризации бренда действительно негативно сказывается на динамике продаж устройств Blackberry среди частных пользователей.
Елизавета Серьгина