Российский оператор мобильной связи МТС начал демонтаж сетевой инфраструктуры своей дочерней компании в Туркменистане. По данным неназванных источников, близких к компании, это оборудование может быть перенесено для использования на других участках сети МТС или продано третьим сторонам. Решение последовало вслед за провалом попыток МТС найти мировое соглашение по урегулированию спора с Правительством Туркменистана, который произошел, по мнению источника, потому что правительство Туркменистана «не смогло вести добросовестные переговоры», сообщает издание Telecom.paper.
МТС вышла на рынок Туркменистана в 2005 году. Это произошло за счет приобретения частной компании BCTI - местного оператора мобильной связи, права на которую принадлежали до этого инвесторам из США. Выход получился «курьезным»: после приобретения власти Туркменистана сразу же аннулировали операторскую лицензию BCTI «без легальных обоснований», как оценили этот шаг в МТС.
Со слов неназываемого источника, правительство Туркменистана заявило о готовности переоформить на МТС ранее существовавшую лицензию, но при условии, что компания согласится отдавать 70% прибыли, получаемой от своей активности в Туркменистане.
В результате проведенных переговоров МТС удалось снизить «выплату» до 20% от прибыли, рассчитанной после вычета всех налогов, сборов и платежей по коммерческим договорам.
Состояние статус-кво сохранялось в течение последующих пяти лет. За это время МТС вложила в свой бизнес в Туркменистане около $250 млн. Компания выстроила в стране сеть из 1130 базовых станций, добившись роста абонентской базы до 2,5 млн человек при общем населении страны в 5 млн человек.
Первоначальные договоренности МТС с Правительством страны были только отсрочкой на первые пять лет ведения бизнеса. В 2010 году правительство Туркменистана отозвало лицензию и приостановило деятельность мобильного оператора BCTI, управление которым теперь осуществляла МТС.
МТС обратилась в международный арбитраж. Два последующих года прошли в поиске решения, которое могло бы устроить обе стороны. За два года простоя оператор «МТС-Туркменистан» потерял значительную часть своей клиентской базы.
Но в итоге стороны все-таки смогли договориться: МТС согласилась отдавать 30% от полученной прибыли, которые должны были передаваться ее конкуренту – государственному оператору «Туркментелеком».
Такое решение позволило МТС возобновить свою активность в стране. Однако несмотря на договоренности, власти страны продолжали мешать развитию бизнеса МТС. По словам неназванного источника, близкого к МТС, компания была вынуждена считаться с ограничениями в выделении ресурсов для передачи данных и поддержкой роуминга для VPN-каналов, она испытывала трудности в развитии услуг для корпоративных клиентов, имела ограничения на рекламную деятельность.
Сложившиеся условия не лучшим образом сказались на развитии бизнеса МТС в Туркменистане. Так, по данным отчета МТС за первые 9 месяцев 2017 года, его капитальные расходы (CAPEX) в стране составляли всего 3,3% от размера дохода. Инвестиции в других странах присутствия группы компаний МТС были в разы выше.
Источник: Официальный финансовый отчет группы компаний МТС за 9 месяцев 2017 года
В сентябре 2017 года завершился срок действия второго соглашения о долевом разделе прибыли, заключенного в 2012 году. После этого государственный регулятор отключил МТС возможность предоставлять услуги дальней и международной связи, а также поддерживать предоставление интернет-услуг. «МТС Туркменистан» был вынужден в третий раз прекратить оказание услуг клиентам.
В июле 2018 года МТС сообщила в своем пресс-релизе об очередной попытке, предпринятой ею, чтобы добиться «мирного разрешения спора». Однако на этот раз правительство Туркменистана даже не сочло нужным вести переговоры.
В июле 2018 года МТС вновь подала в арбитражный суд Всемирного банка жалобу на Туркменистан, обвинив его в нарушении прав компании как иностранного инвестора. Эти права были закреплены в Соглашении о поощрении и взаимной защите инвестиций, подписанном в марте 2009 года правительствами РФ и Туркменистана. В результате дальнейшей экспроприации инвестиций, которые МТС сделала для развитие своего бизнеса в Туркменистане, компания потеряла, по ее оценкам, не менее $750 млн.
В сентябре 2017 года Министерство связи Туркменистана и ряд других государственных органов страны выпустили предписания, которые по сути установили запрет на продолжение деятельности «МТС Туркменистан».
Нынешнее начало демонтажа оборудования МТС в Туркменистане, пишет издание Telecom.paper, скорее всего следует рассматривать как знак, что в компании потеряли всякую надежду на возможность возобновления ее работы в стране. Однако вопрос о компенсациях остается открытым. Они могут быть получены через Международный центр урегулирования инвестиционных споров, являющийся подразделением Всемирного банка, либо за счет внесудебных решений.