В МТС сообщили, что стоимость отправки одного документа составит 7 руб. Для удобства пользователей разработаны пакеты, в которых действует прогрессивная шкала скидок - чем больше пакет, тем меньше стоимость каждого документа внутри него. Так, при покупке пакета "ЭДО 1000" отправка одного документа составит 6 руб. (6 тыс. руб.), а при покупке "ЭДО 100000" – уже 3 руб. (300 тыс. руб.).
"На изготовление, подписание и передачу одного бумажного комплекта документов российское предприятие в среднем тратит 151 руб., аналогичный процесс в электронном виде обходится в 7 руб., то есть компании, которые перейдут на ЭДО от МТС, могут сократить затраты на расходные материалы и логистику как минимум в 21 раз", - подсчитал директор департамента по работе с бизнес-рынком МТС Сергей Плотников.
По расчетам МТС, клиенты в сфере ИТ и телекома при помощи ЭДО могут в шесть раз ускорить поступление платежей, на 88% сокращают процесс согласования и доставки документов для контрагентов. Банки и ретейлеры, в свою очередь, в два раза расширяют спектр оказываемых услуг для географически удаленных клиентов и на 54% сокращают количество ошибок из-за ручного ввода данных. Клиенты из ТЭК и автопрома могут в три раза сократить время на отслеживание хода документов и на 40% быстрее корректировать документы в режиме онлайн без необходимости бумажного дублирования.
Любой подключенный пакет будет действовать в течение 365 дней. Выбранный пакет позволяет обрабатывать в системе ЭДО установленное количество любых документов согласно количеству документов в пакете. Плата будет списываться один раз при подключении пакета.
Все документы, пересылаемые через систему юридически значимого электронного документооборота МТС, отмечаются электронной подписью с использованием средств криптографической защиты информации. Это исключает возможность утечки данных. Клиенты смогут вести учет входящих и исходящих документов, систематизировать их и пользоваться системой хранения и поиска документов в архиве.
В МТС пояснили, что в сервисе есть три типа потребителей. Сюда относятся внутренние (текущие и новые поставщики, контрагенты и партнеры МТС, дочерних компаний, а также АФК "Системы"), корпоративные клиенты, получающие счета и счета-фактуры от МТС и клиенты МТС, которые обмениваются первичными и иными документами со своими собственными клиентами.
В пресс-службе оператора подчеркнули, что МТС уже перевело бОльшую часть своих поставщиков, контрагентов и партнеров на ЭДО. Также компания рассчитывает ежемесячно выставлять все счета и счета-фактуры корпоративным клиентам через ЮЗ ЭДО.
В МТС уточнили, что для действующих корпоративных клиентов оператора система не требует установки специального ПО. Обмен документами происходит через универсальный web-интерфейс по защищенным каналам связи. Новый клиент может оставить заявку на сайте МТС.
Напомним, что МТС получила паспорт доверенного оператора электронного документооборота Федеральной Налоговой службы (ФНС) в прошлом году.
В течение почти полутора лет МТС разрабатывала, тестировала, приводила в соответствие с требованиями регулятора, апробировала и интегрировала с внутренними информационными системами компании сервис юридически значимого электронного документооборота (ЮЗ ЭДО). Чтобы документ в электронном виде получил статус юридически значимого, нужно использовать электронную подпись. В МТС прояснили, что перейти на ЮЗ ЭДО смогут компании с бумажным документооборотом, а также перешедшие на электронный документооборот (решение встроится в текущую систему обмена документами).
В компании обращают внимание на то, что МТС первой среди игроков телеком-рынка не воспользовалась партнерским решением по ЭДО, а с нуля разработала собственный продукт. Теперь оператор предлагает его на внешнем рынке.
В команде ЮЗ ЭДО - 10 человек. В настоящий момент техническую поддержку решения и развитие системы осуществляет системный интегратор АО "Энвижн Груп" (дочерняя компания МТС).
В планах у компании развивать экосистему сервисов, комплементарных продукту ЮЗ ЭДО и электронной подписи.
В ПАО "МегаФон" рассказали, что ЭДО доступно клиентам оператора с 2014 г. Компания использует этот инструмент во внутренних процессах, в частности, в работе с поставщиками. Например, "МегаФон" стал первой компанией в России, которая реализовала проект международного электронного документооборота с партнером – компанией Huawei и ее официальным представительством в Китае.
Напомним, что в апреле "МегаФон" представил новый инструмент для подписания электронных документов с помощью мобильного телефона или планшета – Мобильную Электронную Подпись. Процесс подписания происходит в один клик: на мобильный телефон или планшет владельцу подписи приходит всплывающее сообщение с краткой выдержкой из документа, который необходимо завизировать в электронном виде.
Другой оператор ПАО "Ростелеком" в ноябре прошлого года запустил сервис доверенного электронного документооборота для участников электронных торгов, регулируемых Федеральным законом №223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Проект стартовал на базе электронных торговых площадок OTC-tender и SETonline. Сервис реализован на базе Национальной системы "Электронный документ" (НС "ЭД"), разработанной "Ростелекомом". Технологическим партнером проекта выступила дочерняя структура оператора - ОАО "РТЛабс".
Как сообщили в "РТЛабс", на сегодняшний день большая часть клиентов торговых площадок-партнеров пользуется этим сервисом. "Он обеспечивает юридически значимый документооборот с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и позволяет участникам торгов обмениваться как регламентированной, так и нерегламентированной документацией", - сказал представитель компании.
В данный момент "Ростелеком" развивает функциональность сервиса, исходя из потребностей клиентов. Речь о разработке новых интеграционных механизмов и улучшении общего юзабилити.
Как рассказали в "РТЛабс", материнская компания и его дочерне-зависимые организации также начали переходить на собственный сервис – НС "ЭД". Недавно сервис был запущен в опытно-коммерческую эксплуатацию в одном из макрорегиональных филиалов "Ростелекома". В рамках этого пилотного проекта будет осуществлен перевод исходящего и входящего документооборота МРФ на собственный сервис, а также подключение к сервису контрагентов оператора.
Президент компании "ДоксВижн" Владимир Андреев объяснил, что бизнес операторов ЭДО и поставщиков корпоративных систем электронного документооборота (СЭД) - это два разных, хоть и тесно связанных, бизнеса.
"Сервис оператора ЭДО - это по сути специализированная электронная почта для обмена юридически значимыми документами между контрагентами. Сегодня операторы ЭДО включают в состав сервиса простейшие функции внутрикорпоративного документооборота, например, простейшее согласование, но это пока очень далеко от того, что умеют современные СЭД. Рынок СЭД, в отличие от рынка операторов ЭДО, находится сейчас в зрелом и стабильном состоянии, и востребованность СЭД остается высокой, потому что функции корпоративных СЭД сейчас переосмысливаются: компании с их помощью автоматизируют новые процессы, создают корпоративные электронные архивы и решают другие задачи – в частности, переходят на безбумажное взаимодействие с контрагентами, в котором и необходимы услуги операторов ЭДО. В этой части возникает необходимость интеграции внутрикорпоративной СЭД и сервиса операторов", - поясняет Владимир Андреев.
Президент "ДоксВижн" обратил внимание на то, что рынок операторов ЭДО уже сформирован - на рынке работают более 10 операторов со своей сложившейся клиентской базой. "Появление еще одного игрока - и достаточно мощного по возможностям – может оказать определенное давление и несколько переформатировать существующий ландшафт", - предположил он. При этом Владимир Андреев отмечает, что основной бизнес МТС и услуги оператора ЭДО достаточно слабо связаны. Поэтому, по его словам, все будет зависеть от усилий компании и готовности к инвестициям в попытках отвоевать часть рынка.
Заместитель генерального директора "Диджитал Дизайн" Антон Варфоломеев полагает, что тенденция перехода на юридически значимый электронный документооборот в первую очередь подстегнула спрос в сегменте SMB. По его словам, небольшие компании увидели в этом первую практическую ценность электронного документооборота (полный отказ от бумажного оборота с ФНС и контрагентами). Что касается крупного бизнеса – то здесь СЭД уже есть практически у всех, добавляет он. ЮЗ ЭДО же воспринимается скорее как небольшое расширение или развитие имеющейся системы.
Антон Варфоломеев уверен, что для традиционных игроков рынка СЭД МТС - не конкурент. "В первую очередь потому, что объем функционала стандартных СЭД на порядки выше – здесь не только канцелярия, но и смежные процессы, и BPM функции, и интеграция с множеством других локальных информационных систем, и многое другое, появившееся в отрасли за два с лишним десятка лет развития. Ну и не нужно недооценивать тот факт, что в силу менталитета мало кто из крупных компаний российского бизнеса готов доверить свои данные (включая конфиденциальные документы) для хранения в облаке (даже такого уважаемого провайдера, как МТС)", - рассуждает он.
Реальной же угрозой выход МТС на этот рынок станет в первую очередь для провайдеров ЭДО, предупреждает Антон Варфоломеев. Сюда он отнес компании "Такском", "Диадок", eKey и др.
Директор департамента систем управления документами ГК "Ланит" Александр Родионов заметил, что при внедрении и развитии СЭД на базе LanDocs у компании часто возникают задачи по реализации электронного обмена документами между организациями. Такие задачи "Ланит" решает с помощью интеграции системы электронного документооборота LanDocs с операторами ЭДО. Александр Родионов добавил, что если новый сервис МТС будет востребован у клиентов компании, "Ланит" сделает коннектор для бесшовной интеграции.