Почти рост, почти рывок. Обзор телеком-рынка Москвы за 2018 год

Москва – неизменный флагман технологического развития страны, город-государство, в котором зарождаются почти все многочисленные инициативы и проекты. С другой стороны, бизнес телеком-операторов в Москве тесно связан с федеральными проектами и не ограничивается рамками одного города. Как себя чувствует и куда движется телеком-рынок столицы, а вслед за ним и других регионов, поясняют аналитики и представители операторов связи.

«В 2018 году телеком-рынок как будто бы изготовился к росту, хотя сам момент рывка ещё не наступил. Индекс ММВБ-Телекоммуникации, отражающий состояние отрасли, составляет сейчас 93,76%  от прошлогодних значений. Курс акций крупнейшей российской телекоммуникационной компании, МТС, по итогам года снизился почти на 10% – до 235,75 рублей, а «МегаФон» и вовсе предпочёл пока выкупить акции с рынка. Впрочем, акции «Ростелекома» выросли на 11,5%, а акции МТС в марте стоили на 36% больше, чем сейчас, что отражает весьма значительный потенциал роста при наличии удачной конъюнктуры и отсутствии осложнений, связанных с политикой, регулированием, санкциями и судебными тяжбами», – отмечает аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын.

 

Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»

Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»

 

По данным исследования «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникаций в 2018 году достиг 1,7 трлн руб., показав прирост 3,4%. Доходы от услуг ШПД выросли на 3,2%, до 187 млрд руб. (прирост абонентской базы 1,8% до 34,9 млн клиентов), а доходы операторов в сегменте платного телевидения увеличились на 10,8%, до 85 млрд руб. (абонентская база — на 2,1%, до 44 млн клиентов). Выручка компаний от услуг фиксированной телефонии  сократилась за год на 8,4% до 119 млрд руб (абонентская база сократилась на 2,1 млн абонентов до 26,3 млн клиентов.

На этом фоне операторы как мобильной, так и проводной связи находятся в поиске дополнительных сервисов, которые можно было добавить «поверх» традиционных услуг.

Билайн: снова на яркой стороне

Василь Лацанич, генеральный директор ПАО «ВымпелКом»

Василь Лацанич, генеральный директор ПАО «ВымпелКом»

 

«2018 год был интереснейшим для Билайн. Произошел ряд событий и было проделано много работы, которая сделала нас лучше и сильнее, – прокомментировал генеральный директор ПАО «ВымпелКом» Василь Лацанич. – Мы гордимся своими достижениями: например, в этом году мы удвоили количество собственных магазинов. Розница Билайн стала не только одной из самых больших сетей в стране, но и качественно обновилась! В отличие от большинства компаний, которые, скорее, занимались активным сокращением персонала, мы существенно выросли, к нам присоединилось более 7 тысяч новых сотрудников и большинство из них – в наши новые магазины. Наша сравнительно молодая розница была признана лучшей по качеству сервиса!»

Среди важных достижений компании в уходящем году спикер считает первую на рынке отмену внутрисетевого роуминга в стране, а также возврат с слогану «Живи на яркой стороне».

«От 2019 года мы ждем большей стабильности в экономике и ясности по вопросам регуляторики и взаимодействия с государством, в частности движение по частотам для 5G. Также я надеюсь, мы все сможем успешно сохранять баланс между цифровой и реальной жизнью, в чем Билайн нам охотно поможет» – резюмировал Василь Лацанич.

Yota: увлечение конструктором

директор продукта «Смартфон» Yota Артемий Пономарев

 

В Yota одним из главных итогов года для компании называют запуск конструктора тарифов – возможность для пользователей настраивать наполнение пакета под свои потребности: например, полностью отказаться от минут или гигабайт. Конструктор стал трендом на рынке и позволил Yota расширить аудиторию своих продуктов.

«В ближайшее время будет активно развиваться рынок Iot VR и AR, а также финансовые сервисы и электронная коммерция. Бизнес все больше уходит в онлайн и это давно стало тенденцией. Мы не раскрываем свои планы, но в 2019 году обязательно всех удивим», – делится своим мнением директор продукта «Смартфон» Yota Артемий Пономарев.

Tele2: Интернет для людей и вещей

Ольга Галушина, руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2

Ольга Галушина, руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2

 

Московские руководители Tele2 делятся несколькими достижениями компании в уходящем году. В первую очередь, это завершение масштабной программы по запуску сетей LTE в регионах России –  проект беспрецедентный по масштабам и срокам реализации для российского телекома. Сегодня высокоскоростной мобильный интернет есть во всех регионах присутствия Tele2. По данным Роскомнадзора, с начала 2018 года компания увеличила количество базовых станций этого стандарта вдвое. Кроме того, Tele2 первой из операторов обеспечила стопроцентное indoor-покрытие сети 4G на всех станциях Московского метрополитена.

«Несмотря на насыщение рынка мобильной связи Tele2 продолжает набирать абонентскую базу и показывать двузначные темпы роста выручки. Во втором квартале компания чистая прибыль составила 1 млрд рублей, по итогам третьего квартала показатель вырос до 2,6 млрд рублей. Tele2 продолжила формировать экосистему мобильных услуг на стыке телекома и других отраслей. В 2018 году компания подтвердила статус трендсеттера российского телеком-рынка и запустила ряд инновационных услуг: возможность бесплатно делиться трафиком с другими абонентами Tele2 и пользоваться соцсетями, мессенджерами и сервисами навигации даже при нулевом и отрицательном балансе», – комментирует руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2 Ольга Галушина.

Непосредственно в Московском регионе реализованы такие инициативы, как

– запуск SIM-терминалов (автоматов по продаже SIM-карт) с биометрической идентификацией в  аэропортах Домодедово и Внуково, а также на пяти станциях московского метро;

– проект по регулированию трафика на дорогах города с помощью Big Data, в сотрудничестве с ДИТ Москвы;

– тестирование технологии Интернета вещей для энергетического сектора на сети Tele2 в Москве и Санкт-Петербурге с использованием решений Ericsson и модемов с SIM-картами «Ростелекома».

«В 2019 году продолжится рост потребления услуг мобильного Интернета – в том числе за счет взросления той молодой аудитории пользователей, которая родилась в эпоху Интернета. Абоненты будут менять устаревшие модели устройств на более продвинутые версии смартфонов, которые становятся все более доступными. На рынке будет расти проникновение устройств с поддержкой LTE. Продолжит увеличиваться спрос на новые мобильные цифровые сервисы и традиционные сервисы, но в онлайн-канале. Их стремительное развитие увеличивает ценность услуг передачи данных для клиента и делает жизненно важными для пользователей. Мы ожидаем, что в следующем году будет финализирован стандарт пятого поколения и прояснятся вопросы относительно проведения аукционов по выделению частот для развития технологии 5G в России. Помимо этого, появятся новые проекты в сфере Интернета вещей, будут развиваться решения на основе Big Data, мобильная коммерция, телевидение и многие другие сервисы на базе мобильной связи», – прогнозирует Ольга Галушина.

АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru», «Дом.ru Бизнес», «ЭР-Телеком»): строительство на фундаменте Интернета вещей

За 9 месяцев основные финансовые показатели АО «ЭР-Телеком Холдинг» продемонстрировали положительную динамику: консолидированная выручка увеличилась на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом прирост показывают и B2B и B2B. Выручка B2B увеличилась на 23% по сравнению с предыдущим периодом и составила 9 779 млн рублей. Выручка B2C выросла на 16% до 19 458 млн рублей. Значимым событием уходящего года для компании стало строительство IoT-сети на базе технологии LoRaWAN в 52 городах России, успешная коммерческая реализация нескольких клиентских проектов по цифровой трансформации на базе IoT-сети и запуск пилотных проектов в нескольких вертикальных рынках, включая IoT-решения для программы «Умный город».

«Массовый телеком-рынок стал более зрелым и стабильным. Мы наблюдаем оздоровление конкуренции, что идет на пользу клиентам. Происходит развитие клиентоцентричной модели бизнеса операторов и постоянное улучшение клиентского опыта. Операторы  стали применять гибкие технологии  в разработке продуктов, основанные на изучении пользовательского опыта», – комментирует пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг»

«Продолжится консолидация рынка и рост ARPU как у текущей базы абонентов, так и в продажах. Операторы продолжат разрабатывать персонифицированные продукты и внедрять клиентоориентированный подход. Будет набирать обороты цифровая трансформация бизнеса, в которой будет увеличиваться доля онлайн-продаж и онлайн-самообслуживания. Возрастет потребление «тяжелого» контента, как в Интернете, так и в ТВ (IPTV, онлайн-кинотеатры и т.д.), что потребует дополнительной модернизации сетей, расширения пропускной способности и повышения стабильности их работы. Операторы начнут больше инвестировать в развитие IoT, проектов «Умный город» и «Умный дом», искать выход в смежные отрасли (онлайн-образование, страхование, финансовые сервисы, электронную коммерцию и др.). Считаем, что Интернет вещей – это фундамент для развития цифровой экономики, имеющий безграничный потенциал роста. По нашим оценкам, основанным на прогнозах ведущих мировых аналитических агентств, объем его рынка в России к 2022 году достигнет почти 800 млрд рублей», – резюмируют представители провайдера.

MCN Telecom: рынок близок к технологическому перевооружению

 

Александр Мельников, генеральный директор MCN Telecom

 

Компания MCN Telecom, позиционирующая себя как оператор фиксированной и мобильной связи для бизнеса, сообщает о росте выручки на 23% по сравнению с 2017 годом. Вслед за другими игроками телеком-рынка основными проблемами отрасли в компании называют последствия закона Яровой, а также повышение НДС, вследствие чего операторам рано или поздно придется повышать стоимость услуг. Солидарны в MCN Telecom и с основными трендами отрасли: это Интернет Вещей и Big Data.

Однако кроме этого, по мнению генерального директора MCN Telecom Александра Мельникова, существенное влияние на рынок окажет технология e-SIM. «Интерес к e-SIM таких игроков, как Google и Apple, которые могут диктовать свои правила рынку, несомненно, ускорит технологическое перевооружение в отрасли. Если они уже продвинули эту технологию в такие сети, как Vodafone и Deutsche Telekom, то можно ожидать, что и российские операторы в ближайшее время так или иначе присоединятся к ней», – уверен он.

ТТК: решения на транспорте

Роман Кравцов, генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом»

Роман Кравцов, генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом»

 

«Одним из наиболее ярких событий уходящего года для всей страны стал Чемпионат мира FIFA 2018 в России. ТрансТелеКом внес большой вклад при проведении Чемпионата мира по футболу – бесплатный Wi-Fi был организован на вокзалах во всех регионах проведения матчей. К старту главного футбольного события компания ТрансТелеКом также реализовала возможность авторизации в Wi-Fi сетях на железнодорожных вокзалах городов-организаторов по номеру проездного документа. В первую очередь, нововведение помогло иностранным гостям, у которых не было SIM-карты российского мобильного оператора. Отныне авторизоваться по номеру проездного документа можно за четыре часа до отправления поезда и в течение четырех часов после прибытия на вокзал. Услуга продолжила работу и после завершения Чемпионата и по-прежнему доступна пассажирам и гостям на вокзалах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, – поделился впечатлениями генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом» Роман Кравцов.

В настоящее время оператор связи участвует в уникальном по масштабу проекте по созданию единой транспортной карты – универсального платежного инструмента и проездного документа пассажира РЖД. Компания ТрансТелеКом отвечает за технологические процессы при создании нового продукта, обеспечивающие возможность хранения баланса на самой карте, что позволит ей пользоваться в режиме отсутствия доступа к сети Интернет. Трехстороннее соглашение о  сотрудничестве по реализации этого проекта между ОАО «РЖД», Банком ВТБ (ПАО) и АО «Компания ТрансТелеКом» было подписано в ноябре 2018 года. На 2019 год запланирован пилотный проект по внедрению ЕТК на скоростных поездах «Сапсан» по маршруту Москва-Санкт-Петербург.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: мобильный Интернет, сотовые операторы, сотовая связь, MVNO, Интернет вещей