Создание ИИ как искусство в Cognitive Technologies

Корреспондент ICT-Online.ru посетил пресс-мероприятие Cognitive Technologies – отечественной компании, разрабатывающей системы на основе технологий искусственного интеллекта. И вместо разговоров об ИИ обнаружил коллекцию современного абстрактного искусства в стенах здания, сконструированного таким образом, чтобы все его части способствовали развитию воображения и творчества.

Одно из важнейших направлений деятельности Cognitive Technologies – создание автопилотов для сельского хозяйства и решений для транспорта: для железнодорожного - автономная система вождения локомотива промышленного уровня; городского - автономный робот, управляющий трамваем; для автомобилей - платформа беспилотного вождения. У компании есть совместные проекты с РЖД, Hyundai Mobis и «РусАрго». Система Cognitive Pilot успешно внедрена в целом ряде субъектов РФ, а также в США, Бразилии и Китае.

Является ли создание технологий искусственного интеллекта творчеством или же это дело рук физико-математиков, далеких от искусства? Ответ на этот вопрос находится в здании Cognitive Technologies.

Главный офис ИТ-компании располагается в Москве на Рыбинской улице, рядом с парком «Сокольники». Это здание не похоже на стеклянные бизнес-центры, отражающие голубое небо столицы. Для московского офиса гендиректор компании Ольга Ускова выбрала памятник архитектурного авангарда. Речь идет о здании клуба фабрики «Буревестник» - работе советского архитектора Константина Мельникова. Отказ от старых традиций и воплощение нестандартных решений, не характерных для типовых московских зданий прошлого века, присущи работам этого мастера, ещё при жизни получившего мировое признание.

 

Здание клуба фабрики «Буревестник». Архитектор Константин Мельников. Построено в 1928-1930 гг.

Здание клуба фабрики «Буревестник». Архитектор Константин Мельников. Построено в 1928-1930 гг.

 

Среди работ Мельникова есть павильоны, клубы, здание рынка и знаменитый «дом-улей», находящийся в Кривоарбатском переулке. Это бывший дом мастера и его семьи, сейчас он переоборудован в музей и остается предметом споров родственников. А еще - гаражи, в одном из них с 2012 года располагается Еврейский музей и центр толерантности. Архитектору Мельникову также принадлежит планировка партера парка им. Горького.

Ольга Ускова выбрала здание Мельникова не случайно. Бывший клуб «Буревестник» задумывался как творческое пространство для рабочих обувной фабрики. Каждая его часть проектировалась для творчества и отдыха. В круглой башне находились библиотеки и места для дискуссий, в самом здании располагалась театральная сцена, за ней - зрительный зал, далее – танцевальный… Залы являли собой «цехи для творчества», а отдельные кабинеты назывались «комнатами на подумать».

Сейчас «дворец творчества и креатива» Мельникова наполнен людьми, которые превращают объекты в думающие субъекты. В бывшем зрительном зале - open-space для сотрудников Cognitive Technologies. Танцевальный зал переоборудован под офисное пространство. Здание было отреставрировано в соответствии с планом архитектора и выкуплено у администрации города.

Однако не только дом, созданный по своей функциональности для творчества, способствует развитию потенциала выпускников физико-математических факультетов. В стенах авангардного здания ждет встреча с шедеврами абстрактной живописи. С первого этажа на каждом лестничном пролете «Буревестника» выставлены работы художников «Новой реальности», олицетворяющие в своей последовательности развитие человека: самовосприятие и восприятие, взаимоотношения и процесс становления. Лестницы приводят в пространство, где личность и смыслы бытия раскрываются в расплывчатых формах абстракций. Речь идёт о галерее - коллекции фонда абстрактного искусства Ольги Усковой.

 

Вера Преображенская. «Мир, в котором мы живем». 1990 г.

Вера Преображенская. «Мир, в котором мы живем». 1990 г.

 

Абстрактное искусство раскрывает воображение смотрящего, это не задумка и не видение автора, выполненное в понятных и законченных формах, восприятие здесь зависит от настроения зрителя. В коллекции фонда – полотна художников-абстракционистов: Элия Белютина, Владислава Зубарева, Люциана Грибкова, Веры Преображенской, Тамары Тер-Гевондян, Светланы Некрасовой, Елены Радкевич, Александра Крюкова. «Новая реальность» - творческое объединение, в которое все они входили - представляло собой неформальное искусство СССР с 1950-х и до 2000-х годов. Предводителем объединения был Элия Белютин, работ которых в фонде не так много: его вклад заключался в том, чтобы открывать гениальность других художников.

 

Владислав Зубарев. «Напряженный момент». 1972 г.

Владислав Зубарев. «Напряженный момент». 1972 г.

 

Прорывы в науке Белютин объяснял контактом ученых с искусством, дающим им творческий заряд. Теперь сотрудники Cognitive Technologies в окружении работ художников-абстракционистов создают новую реальность, занимаясь новейшим типом творчества. Молодые ребята, работая над решениями на основе технологий искусственного интеллекта, не только понимают процессы, происходящие в головном мозге, но и воссоздают их, открывая в себе способность превратить объект в думающий субъект.

 

Тамара Тер-Гевондян. «Фотография на память». 1961 г.

Тамара Тер-Гевондян. «Фотография на память». 1961 г.

 

Обучая по своей методике, Белютин давал ученикам необычные задания: в основу его педагогической практики легли эмоции и работа с сознанием. Ольга Ускова возобновила мастер-классы для сотрудников Cognitive Technologies по образцу тех, которые много лет назад проводил Элий Белютин для студийцев «Новой реальности». Это тренинги по самореализации, пробуждению «гения» в слушателе, упражнения на развитие воображение.

Как когда-то ученики Белютина, ученики Усковой стремятся в своем творчестве к созданию не «зеркала» жизни, а ее новой формы.

Рубрики: Инновации

Ключевые слова: Cognitive Technologies, Искусственный интеллект