Напомним, что более подробно о самой конференции-выставке DocFlow 2011 можно узнать из материала рубрики «DocFlow» от 23 марта 2011 г.
Во время своего выступления на дискуссионном клубе «Электронные госуслуги: текущее состояние и ближайшие перспективы» замглавы Минкомсвязи Илья Массух уточнил, что в настоящее время выдано около 350 тыс. заграничных паспортов, оформленных через портал госуслуг, и именно для этого в чистом виде используется межведомственный обмен электронными документами через систему СМЭВ. Он также сообщил, что к СМЭВ в настоящее время подключены уже около 30 федеральных ведомств и приблизительно 40 регионов, а до 1 июля 2011 г., с вступлением в силу закона №210 «О государственных услугах», должны будут подключены все ведомства во всех регионах России. Именно этой датой определен срок, после которого будет запрещено требовать с граждан документы одним ведомством, уже имеющиеся в электронном виде в другом, – они будут получаться посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). При этом для доступа к базам данных федеральных министерств потребуется полная совместимость с ними региональных информационных систем, над чем и ведет работу «Ростелеком», назначенный федеральным оператором системы (более подробно о СМЭВ и еще одном федеральном проекте МЭДО можно узнать в тематических аудиоподкастах ЕСМ_community).
Ключевым моментом в деле перехода ведомств на СМЭВ и оказания услуг в электронном виде, более не требуя от граждан оригиналов документов, уже имеющихся в электронном виде, стало Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 №654-р «О базовых информационных ресурсах». Этим распоряжением был утвержден перечень базовых государственных информационных ресурсов, используемых при предоставлении государственных или муниципальных услуг (идентификаторы, позволяющие получать необходимую для оказания государственных и муниципальных услуг информацию о лице или объекте). Предусмотрено 11 таких ресурсов: ЕГРЮЛ, государственный кадастр недвижимости, единый государственный реестр налогоплательщиков, Пенсионный фонд РФ, Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними, Адресный реестр и создаваемый в настоящее время Реестр регистрации автотранспортных средств.
Что касается единого портала госуслуг, то, по словам замглавы Минкомсвязи, наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале Gosuslugi.ru активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется суровыми погодными условиями, большими расстояниями и недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств на этих территориях. И хотя сейчас ключ активации электронного кабинета на портале госуслуг приходится получать через «Почту России», Илья Массух заверил, что с лета этого года во всех 83 субъектах РФ можно будет оперативно сделать это в региональных офисах объединенного «Ростелекома».
По мнению г-на Массуха, портал госуслуг представляет собой еще один канал обратной связи населения с властью, который обезличивает чиновника на другом конце либо вообще предполагает взаимодействие гражданина информационной системой ведомства. «Касательно бумажного выполнения плана, то мы четко находимся в его рамочных сроках. Электронные госуслуги в этом году наконец-то стали реальностью. Вообще, мы не ожидали, что портал Gosuslugi.ru будет столь востребованным – сегодня он по популярности среди госорганов уступает лишь сайту налоговой службы», – прокомментировал Илья Массух.
Напомним, что единый портал госуслуг был создан в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия», завершившейся в 2011 г. и на смену которой пришла новая ФЦП «Информационное общество». По итогам отчета Минкомсвязи на начало апреля этого года, на портале личный кабинет активировали около 500 тыс. человек, 15 госуслуг были доступны полностью в электронном виде, а по более чем 50 была возможность заполнить все заявления и формы документов не выходя из дома. На тот момент к системе межведомственного электронного документооборота были подключены ключевые ведомства, такие как Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, Федеральная миграционная служба, ЗАГСы и т. д.
В то же время, по словам заместителя руководителя Росреестра Сергея Сапельникова, его ведомство – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – при переводе услуг в электронный вид преследует чисто утилитарные цели. Производственные мощности службы ограничены, и отвечать на все возрастающее количество заявок о регистрации недвижимости и вести кадастровый учет имеющимися силами становится все труднее. Единственный выход из этой ситуации – переводить услуги Росреестра в электронный вид – сегодня 40 % времени сотрудников ведомства уходит на то, чтобы перевести «бумагу» в электронную семантику для корпоративной электронной системы Росреестра. Предполагается, что это принесет реальные плоды, к примеру в Башкирии, где после перевода 40 услуг в электронный вид было высвобождено около 200 специалистов, которые сразу же приступили к обслуживанию граждан, не имеющих никакой возможности для получения госуслуги в электронном виде.
«В целом, конечно, все федеральные ведомства придерживаются установленных сроков, но нужно смотреть дальше – что делать с этими электронными документами. Парадоксально, но сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда наши электронные документы бизнес-сообщество принимать отказывается (банки, нотариусы, муниципальные органы и т. д.). То есть лучше говорить не о плане, а о состоянии перехода, готовности отрасли к электронным документам. Потому что мы впервые оказались в ситуации, когда государство опережает коммерческий сектор в использовании электронных документов. Ранее было наоборот. И как подвинуть наше общество к соответствию плану, установленному для госорганов, пока для нас непонятно», – отмечает заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников.
В тоже время г-н Сапельников отметил, что потребление электронных госуслуг, оказываемых Росреестром, отличается от географии активации личных кабинетов на портале госуслуг. В основном оно совпадает с картой экономически развитых регионов: Москва и область, Санкт-Петербург, города-милионники, Краснодарский край, Татарстан, Башкортостан и т. д. Что касается взаимодействия с региональными органами власти, то опросы Росреестра показывают – только 40 % из них готовы даже не к электронным госуслугам, а к компьютеризации как таковой. И только один регион ответил ведомтсву, что готов с 1 июля полноценно перейти на оказание госуслуг в электронном виде, – это Татарстан.
Замглавы Минкомсвязи Илья Массух также сообщил, что в настоящее время Минкомсвязи и Минэкономразвития разрабатывают требования и регламенты для электронных документов. «Как только соответствующий документ будет подготовлен, мы разместим его для открытого обсуждения на официальном сайте Минокмсвязи России», – отметил он. Участники дискуссионного клуба остановились и на проблемах, которые сопровождают внедрение СМЭВ. С одной стороны, исполнителем «верхнего уровня» является компания «Ростелеком», с другой – региональные и муниципальные органы власти в соответствии с ФЗ №94 привлекают аутсорсинговых партнеров, для которых необходимо составить соответствующее техническое задание, что чиновникам порой бывает сложно сделать, поскольку они не всегда обладают соответствующей квалификацией. В этом случае помощь должно оказать само ИТ-сообщество.
Не менее серьезной проблемой СМЭВ является и разнородность ИТ-инфраструктуры, сильно различающиеся уровни ее развития и подготовки персонала в госструктурах. Заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников признал, что если федеральные органы власти успеют подключиться к СМЭВ до 1 июля, поскольку у них просто нет другого выхода, то муниципалитеты могут и не успеть к вышеупомянутому сроку. В этом случае возникает необходимость ограничить список госуслуг, работающих через СМЭВ, или передвинуть сроки подключения.
Ряд вопросов и претензий касался и компании «Ростелеком» как федерального оператора, отвечающего за подключение к СМЭВ. Участники дискуссии говорили о демонополизации и стандартах, открывать которые «Ростелеком» не спешит. Было высказано мнение, что для положительного решения данного вопроса необходимо вмешательство регулирующих структур. Иными словами, процесс подключения к СМЭВ должен стать более открытым, регламентированным, доступным и понятным не только федеральным министерствам и ведомствам, но и муниципальным органам во всех регионах России.