Россияне всё чаще выбирают подарки-впечатления, чтобы разделить радость с семьей или друзьями: например, около трети жителей нашей страны планируют приобрести билет на концерт в качестве презента близким, говорится в исследовании MasterCard, которым международная платежная система поделилась с «Известиями». Почти половина опрошенных россиян (44%) отметили, что собираются подарить семье путешествие. Поэтому был введен кешбэк на покупки за рубежом. К программе подключились уже 11 стран, среди которых Франция, Великобритания, Италия, США, Таиланд и ОАЭ, рассказали в MasterCard. В другом исследовании MasterCard говорится, что на поездки по стране или за рубеж россияне потратят в среднем €250 (около 17 тыс. рублей), а на подарок своим близким они готовы направить €350 (более 20 тыс. рублей).
Еще две платежные системы планируют новогодние акции только в России. Так, «Мир» предоставит скидку в 20% на покупку билета на «Главный каток страны» на ВДНХ. Кроме того, акции распространяются на павильоны и музеи на территории парка. В одной из категорий в масштабной акции от «Мира» перед Новым годом предоставляются скидки до 10%, которые затрагивают детские магазины и бронирование отелей, в частности, на горнолыжных курортах и в регионах России с теплым климатом — в Краснодарском крае и в Крыму.
В Visa сообщили, что в новогодних скидках участвует несколько цирков — «Цирк Чудес» и танцующих фонтанов «Аквамарин». Покупатели билетов смогут получить дисконт до 30% от стоимости. Другие акции Visa распространяются на развлечения для детей: скидка на билеты в детский центр «Мастерславль», на выставку «Робостанция» на ВДНХ и в аквапарк «Ривьера».
Последний квартал года традиционно самый урожайный как для бизнеса, так и для финансовых организаций, обеспечивающих продажу услуг, — из-за предрождественских продаж, «черной пятницы», «киберпонедельника», рассказал инвестиционный эксперт Вячеслав Максименко. По его словам, в новогодние праздники подарки уже вручены, дом украшен, холодильник заполнен, а после боя курантов наступает пора теплых встреч, путешествий и развлечений: платежные системы и их партнеры стремятся создать стимулы для того, чтобы население активно расставалось с деньгами.
В категории развлечений в январе можно ожидать увеличение оборотов в 1,5–2 раза по сравнению с «непраздничными» месяцами, посчитал директор по работе с клиентами «БКС Премьер» Николай Соколов. По оценкам консалтинговой компании PwC, объем рынка развлечений и СМИ в России за весь 2019 год составит более $20 млрд (свыше 1,3 трлн рублей).
По словам Николая Соколова, платежные системы в январе хотят подзаработать на рынке развлечений за счет комиссий — они в среднем находятся на уровне 1,5 рубля за трансакцию, при этом сами скидки оплачиваются партнерами (магазинами или банками).
— Рестораны, наоборот, после встречи Нового года испытывают дефицит клиентов. Декабрьские корпоративы позади, кто-то предпочитает в выходные уехать за город или ходить в гости, готовя еду дома. Поэтому в январе возможно небольшое снижение платежей в ресторанах, — ожидает Николай Соколов.
Бум трансакций в сфере развлечений и отдыха в первую очередь обусловлен популярностью внутреннего и внешнего туризма в новогодние праздники, знает руководитель группы Deloitte Digital Максим Шапировский. По его словам, многие россияне продлят праздники, которые заканчиваются 8 января, отпуском до 12-го числа. В первый месяц года повысится частотность использования сферы услуг, при этом средний чек будет ниже, чем в другие месяцы, ожидает Максим Шапировский.
— Платежные системы также хотят ассоциироваться с праздничным настроением весь будущий год, поэтому основной коммерческий эффект от таких предложений — отложенный, — считает шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев.
По его словам, долгое время самые запоминающиеся акции предоставляли банки, но теперь в борьбу включились и платежные системы. Это произошло из-за повышения конкуренции на рынке благодаря национальному игроку — карте «Мир» и ее щедрым скидкам, считает эксперт.
Согласно последним данным, «Мир» занимает почти 18% по объемам трансакций, сообщили «Известиям» в НСПК. По прогнозам Петра Пушкарева, в следующем году доля национальной платежной системы вырастет примерно на 2 п.п., до 20%, за счет акций и выпуска кобейджинговых (объединенных) карт с китайской UnionPay и японской JCB.
Наталья Ильина