В 2015 году на организацию видеотрансляции из классов во время проведения Единого государственного экзамена Рособрнадзору потребуется 200 млн бюджетных рублей. Это следует из имеющихся у «Известий» предложений Министерства образования и науки по реформированию бюджета Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы. По оценке ведомства, именно такая сумма необходима для осуществления трансляции в будущем году.
— Указанные средства необходимы для финансирования работ, связанных с совершенствованием процедуры проведения ЕГЭ и обеспечения информационной безопасности и видеонаблюдения в 2015 году. Организация видеонаблюдения за проведением ЕГЭ в пунктах проведения экзаменов (ППЭ), региональных центрах обработки информации повысит объективность и прозрачность проведения единого государственного экзамена, исключив возможные нарушения в ППЭ, — пояснили «Известиям» в ведомстве.
Впервые трансляция ЕГЭ осуществлялась в прошлом году. Проект был реализован совместными усилиями Рособрнадзора, Минобрнауки и Ростелекома. Последний выступил в качестве технического оператора мероприятия, а также занимался поддержкой онлайн-проекта «СмотриЕГЭ», на котором и велась трансляция их разных школ России. Организация такой трансляции обошлась государству в 600 млн рублей, а на усиление мер контроля за материалами ЕГЭ потребовалось порядка 63 млн рублей. На эти средства оснастили около 3 тыс. пунктов проведения экзаменов — 46 тыс. аудиторий. По задумке ведомства, трансляция должна была помочь не только контролировать ход экзамена, но и позволить при спорных ситуациях, если такие возникают, пересмотреть записи с камер наблюдения, которые хранятся в течение трех месяцев после окончания экзаменов.
Стоит отметить, что с каждым годом расходы на проведение ЕГЭ растут, а уровень знаний школьников падает. Средний тестовый балл сдачи ЕГЭ по русскому языку составил в этом году 62,5 (в 2013 году — 63,94), по математике — 39,63 (49,59), по физике — 45,76 (54,64), по английскому языку — 61,25 (73), по химии — 55,65 (68, 66), по биологии — 54,31 (59,07), по истории — 45,72 (55,9), по информатике — 57,19 (63,47), по обществознанию — 53,09 (60,1), по географии — 53,12 (57,55), по литературе — 54,07 (59,92). Количество «высокобалльников» (от 80 до 100 баллов) в 2014 году значительно уменьшилось по сравнению с 2013 годом — со 180 тыс. учеников до 120 тыс. Количество учеников, получивших самую высокую отметку в 100 баллов, также снизилось — с 9 тыс. до 3,5 тыс. Количество выпускников, не сдавших оба обязательных предмета (математику и русский язык), в этом году составило около 5 тыс. В 2013 году на проведение ЕГЭ было потрачено 500 млн рублей, а в этом году общий объем финансирования всех мероприятий экзамена составил около 663 млн рублей.
— Меры выглядят оправданными на фоне событий прошлого года. Но следует отметить, что ужесточение контроля повлечет появление новых способов его обойти. Мы не боремся с причиной фальсификации ЕГЭ, которой является тотальная нечестность детей, родителей и преподавателей. Все верят в одно — в «корочку», а не в знания. Отсюда всё и вытекает, — считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
Такого же мнения придерживается и научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
— Как было бы хорошо, если все были бы честными. Все эти меры контроля при ЕГЭ настолько же печальны, как и личный досмотр в аэропорту, но, к сожалению, это вынужденный шаг. Рособрнадзор реагирует на реальные факты списывания и написания работ другими людьми. Может, в будущем мы и найдем более высокотехнологичный способ борьбы с этим, но пока вот так, — заявил он.
Внедрение системы «большого брата» в школьных классах явилось следствием многочисленных нарушений при проведении ЕГЭ в 2013 году. Тогда школьники использовали телефоны, выпускные работы «меняли местами», а задания самого единого госэкзамена уплывали в интернет за 2 месяца до ЕГЭ. В связи с этим ведомство не ограничилось одними видеокамерами. Помимо того что для каждого ученика в связи с выявлением случаев «ЕГЭ-туризма» были официально зарегистрированы его стол и стул на время экзамена, при входе применялись металлоискатели, а сами материалы ЕГЭ доставлялись под охраной или же передавались через защищенные сети. Также был организован специальный отряд «интернет-охотников» за вариантами ЕГЭ, который отслеживал и блокировал различные ресурсы в интернете при обнаружении возможных вариантов экзаменов в общем доступе.
Павел Панов