Кратко предыстория вопроса такова. Статья 1245 Гражданского кодекса РФ «Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» была принята в далеком 1993 году. Уровень технологического развития в то время несравним с нынешним: у обычных граждан не было мобильных телефонов, персональный компьютер дома был редкостью и т.д. По сути, это был «налог на прогресс».
Закон долго находился в латентном состоянии. В 2010 году вышло постановление правительства № 829, в котором содержался перечень оборудования и материальных носителей, которые, по мнению разработчиков данного документа, можно было использовать для копирования фильмов и музыки. В перечне были указаны все виды ЭВМ, магнитофонов, «устройства запоминающие» внутренние и внешние, а также устройства преобразования и перезаписи данных, радиостанции, бытовые видеопроигрыватели, телефоны (!) и т.д. Именно с 2010 года, начал взиматься так называемый, «авторский сбор» в размере 1% о таможенной стоимости бытовой электроники и компьютерной техники и носителей информации.
Аккредитованной организацией, которая сначала собирает, а потом распределяет средства, является «Российский Союз Правообладателей» (РСП), который не является государственным органом. Именно РСП ведет учет изготовителей оборудования и материальных носителей, а также средств, собранных для выплаты вознаграждения. (о выборе управляющего смежными правами на ближайшие 10 лет – см. новость раздела РСП от 21 июля 2014 г.).
Сбор средств осуществляется с граждан, которые могут скопировать фильм или музыку для «удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд». То есть к предпринимательской деятельности это не относится.
Так как авторский сбор наложен практически на всю бытовую электронику, уместно выяснить, как чувствует себя этот рынок сегодня.
Консультант по исследованиям рынка GFK Аль Хаффаф Сафие рассказала, что в первом квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года наблюдается общее снижение на ИТ-рынке – 8 %. Продажи офисной техники упали на 15%, фото оборудования – примерно на 20 %. В противоположность этому растет консьюмерский рынок (порядка 5 %). Рост обеспечивается, в основном, за счет продажи телевизоров и HD видео- и фотокамер. Продажи смартфонов обеспечили рост в телекоммуникационном секторе.
По словам Аль Хаффаф Сафие, одной из причин общего спада ИТ-рынка стала проблема с валютным курсом. Вторая причина – начавшееся в России падение общего спроса в связи с продолжающимся процессом снижения уровня жизни граждан.
Что касается прогнозов, то новые технологии и новую технику люди будут использовать для заботы о своем здоровье, обеспечения безопасности своего дома, и конечно для общения. Технологический тренд – «всё в одном устройстве», которое станет пультом для управления реальностью.
Представитель ВЦИОМ Ольга Каменчук, рассказала об исследовании, цель которого выяснить какое оборудование используется гражданами страны для копирования фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Опрос проводился в 42 регионах страны, в нем приняли участие 1600 респондентов старше 18 лет.
Результаты таковы. Чаще всего респонденты делают копии приобретенного аудио и видеоконтента с помощью стационарного компьютера или ноутбука (по 58 %). На третьем месте по популярности – смартфон (20 %), затем мобильный телефон (19 %) и ноутбук (12 %).
Значительно реже используется видеокамера (6 %), диктофон (3 %), кинокамера и записывающий DVD-проигрыватель (по 2 %). Видеомагнитофон используется реже всего (1 %). Кассетный плеер и радиоприемник с функцией записи сегодня для тиражирования фильмов не используется вообще. В 2011 году большинство делающих копии музыки и фильмов предпочитали оперировать двумя-тремя устройствами, а не одним.
Это же исследование выявило, что копированием фильмов и музыки занимаются всего порядка 14 % граждан России.
Президент Ассоциации РАТЭК Александр Онищук подчеркнул, что, несмотря на небольшой процент россиян занимающихся копированием, сбором обложены, по сути, все покупатели компьютеров и бытовой электроники. Плюс ко всему, отсутствует публичная информация о компаниях, уплачивающих сбор, количестве собранных средств и распределенном вознаграждении.
И еще. РСП заключило соглашение об информационном взаимодействии с Федеральной таможенной службой РФ, согласно которому таможня передает информацию РСП только о 50-ти крупнейших импортерах оборудования и материальных носителей. Соглашение заключено в 2010 году. С тех пор список импортеров не пополнялся, то есть, часть компаний «авторским сбором» не охвачены.
По словам Александра Онищука, сложилась ситуация, когда под видом сбора для выплаты вознаграждения и защиты прав правообладателей произошло обложение дополнительным обязательным платежом предпринимателей, осуществляющих один вид деятельности, для поддержки других видов предпринимательской деятельности без достаточных законных оснований.
Анатолий Семенов, представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности, советник Общественной Федеральной антимонопольной службы России также отметил очевидные огрехи закона. В частности, сбор 1 % определяется от стоимости оборудования, а не от его характеристик. Например, размер авторского сбора с обычного смартфона с 8 Гбайт оперативной памяти будет гораздо ниже, чем авторский сбор смартфона, заключенного в золотой корпус, но с теми же 8 Гбайт оперативной памяти.
Нет четко прописанных правил отчислений зарубежным авторам. Сейчас оно происходит по формуле: «мы вам – как вы нам». То есть авторский сбор в России осуществляется, а его выплаты зарубежным авторам – дело необязательное.
По словам Анатолия Семенова, закон не учитывает появление новых технологий – мировой глобальной Сети, облачных технологий. Внятного решения проблемы отчисления авторских сборов здесь пока не существует. Нет и единообразного международного договора в этой сфере.