Белоруссия просит перенести на два года старт оснащения автомобилей устройствами экстренного реагирования при авариях (ЭРА) на основе ГЛОНАСС. Об этом сообщил источник "Ъ", знакомый с ситуацией, и подтвердили сотрудник одной из белорусских госструктур, а также представитель российского некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП ГЛОНАСС). По словам собеседников "Ъ", о соответствующей просьбе белорусского правительства говорится в письме первого заместителя премьер-министра Владимира Семашко в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Чиновник ссылается на трудности "технического и организационного характера", которые мешают развертыванию национальной системы оповещения о ДТП — ЭРА РБ. Господин Семашко предлагает по всей территории Таможенного союза отложить запуск систем ЭРА ГЛОНАСС, ЭРА РБ и ЭВАК, которые принадлежат соответственно России, Белоруссии и Казахстану. Создать в Белоруссии инфраструктуру, которая смогла бы взаимодействовать с российской и казахстанской системами, невозможно, считает он. Представитель ЕЭК сообщил "Ъ", что письмо господина Семашко получено.
Согласно техрегламенту Таможенного союза "О безопасности колесных средств", с 1 января 2015 года новые модели автомобилей категорий M (легковые, автобусы и троллейбусы) и N (грузовые), впервые проходящие процедуру одобрения типа, должны оснащаться терминалами вызова экстренных оперативных служб. С 1 января 2017 года это требование действует в отношении всех новых автомобилей, поступающих в продажу или импортированных в Таможенный союз. Данный регламент подписан Россией, Белоруссией и Казахстаном в январе 2013 года.
Как сообщили "Ъ" в ЕЭК, правительство РФ прислало отрицательный отзыв на просьбу Белоруссии, а от Казахстана ответ пока не получен. Представитель ЕЭК не исключил, что страны договорятся перенести срок оснащения автомобилей устройствами конкретно для Белоруссии, а не всех стран--участниц Таможенного союза. "Если не успеют договориться до 1 января 2015 года и Белоруссия в нарушение текущего регламента не начнет оснащение транспортных средств, каких-либо штрафных санкций или других мер в отношении страны это не повлечет",— уточнил представитель ЕЭК. Представитель вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего ГЛОНАСС, не ответил на запрос "Ъ". В Минтрансе сообщили, что "вопрос находится в стадии проработки". Представителю Минэкономики неизвестно об обращении Белоруссии в ЕЭК.
Источник "Ъ" в навигационных кругах рассказал, что еще в прошлом году представители белорусского правительства приезжали в Россию на переговоры о субсидиях на строительство ЭРА РБ. По словам экспертов, создание такой системы "с нуля" в Белоруссии стоило бы 1 млрд руб. Для сравнения: российская система ЭРА ГЛОНАСС стоила госбюджету более 4 млрд руб., еще 1,95 млрд руб. требуется на финансирование в 2014-2017 годах, а выход проекта на самоокупаемость запланирован на 2018 год. При этом средства из госбюджета на ЭРА ГЛОНАСС не выделены, хотя президент РФ Владимир Путин уже дважды за последние месяцы требовал от правительства найти деньги. "Такие вещи, на которые уже затрачены миллиарды, мы не можем бросить на полпути, это совершенно не по-государственному",— говорил Владимир Путин.
В НП ГЛОНАСС сообщили, что в Минске создан опытный участок ЭРА РБ и сейчас он проходит финальный этап госприемки. В рамках международного соглашения с Россией Белоруссия может временно использовать инфраструктуру ЭРА ГЛОНАСС, реализовать этот проект можно за три-шесть месяцев, говорит представитель НП ГЛОНАСС. По данным Ассоциации европейского бизнеса, уже в первом квартале 2015 года автопроизводители планируют предоставить на испытания в целях одобрения типа первые модели автомобилей различных категорий с датчиками оповещения о ДТП. С третьего квартала следующего года серийный выпуск продукции, оснащенной ЭРА ГЛОНАСС, начнут АвтоВАЗ и группа ГАЗ.
Мария Коломыченко, Владислав Новый