Первый фонд AddVenture был создан в августе 2008 года, в сентябре того же года начался кризис. «Но с точки зрения подхода, который состоит в том, что надо экономить, мы ничего не потеряли, – утверждает основатель AddVenture Елена Масолова. – Пока что выходов с прибылью из инвестиций не было, поскольку обычно для этого требуется около трех лет. Первый вариант, который может быть в ближайшее время, – это проект альтернативной навигации AlterGeo (бывший Wi2Geo), который заключит соглашение к «Яндексом». Кроме того, активно работают проекты Roomix (создание 3D-интерьеров уже зарабатывает порядка $20 тыс. в месяц), система построения интернет-магазинов Insales, а также онлайновая система управления личными финансами Easyfinance».
Всего в первом фонде объемом $300 тыс. запущено шесть проектов, во втором (объем $500 тыс.) их пять, включая «Лабораторию приложений» (целевое финансирование – $100 тыс.), которая является внутренним проектом фонда и ведет несколько разных проектов в социальных сетях. Формирование фондов происходит за счет взносов частных инвесторов – транши минимум в $50 тыс., которые отдаются во внешнее управление. Причем решение об инвестициях в конкретные проекты принимают сами вкладчики средств с помощью инвестиционного комитета, на котором проходят обсуждения всех проектов, допущенных до стадии вложения средств. Вкладчики – преимущественно частные лица, их сферы деятельности лежат далеко от интернет-проектов: обычно это оптовая торговля, недвижимость и т. д.
Третий фонд AddVenture, скорее всего, будет закрыт весной этого года, причем $500 тыс. будет направлено исключительно на проекты в социальных сетях. Это позволит поставить производство приложений для социальных сетей на поток и запустить в производство до конца 2010 года 30-40 проектов, многие из которых будут кроссплатформенными – то есть для нескольких социальных сетей одновременно.
В целом основная сфера интересов AddVenture – проекты из ИТ и телеком-сферы. По данным руководителей инвестиционного фонда, его экспертная команда оценивает примерно 700 проектов в год – то есть «процент попадания» очень невелик, что, скорее всего, объясняется строгими критериями отбора проектов. В любом случае, особо интересны приложения для социальных сетей, мобильные приложения, в т.ч. iPhone apps (дополненная реальность, геосервисы, оплата), SaaS, а также проекты на стыке этих областей: ИТ в растущих массовых сферах (ретейл, телеком). Вроде бы от нестандартных веб-проектов фонд тоже не отказывается, правда, еще не внедрил ни одного такого решения.
В настоящий момент на российском венчурном рынке складывается парадоксальная ситуация. Возможно, именно так можно обозначить серьезный дефицит инвесторов ранних стадий, которые готовы финансировать идеи в сумме $20-200 тыс. Фактически нет системы «микроплатежей» для становления проектов и их готовности привлекать более серьезные деньги не под изложение своих идей в виде бизнес-плана на бумаге, а под реально существующий проект, оформленный должным образом с точки зрения юридической и финансовой сфер деятельности. «Все институциональные игроки ранних стадий (фонды, сети, клубы ангелов), – говорит Елена Масолова, – запустили за 5 лет меньше 20 проектов. При этом венчурные фонды, инвестирующие от $1 млн, испытывают большой недостаток проработанных проектов. Кроме того, идей и готовых реализовывать их команд на рынке достаточно. Поэтому наша задача – формировать сильный поток проектов и готовить на выходе «коробку конфет» для покупателей – фондов или стратегов».
AddVenture постулирует, что готов помочь проектам решить главные задачи ранних этапов развития: быстро запуститься (за 3 месяца), сделать бету, получить отзывы реальных клиентов и наращивать аудиторию. «Мы инвестируем по $20-30 тыс. в каждый интернет-стартап, и, поверьте мне, – говорит г-жа Масолова, – этого вполне достаточно для проверки эффективности идеи».
При этом можно и сэкономить, если привлечь партнеров, – к примеру, так, тот же «нагон» трафика будет стоить куда как дешевле – а ведь именно по этой статье расходов можно быстро «прожечь» деньги инвесторов без особенного отклика. Причем участие венчурных капиталистов исключительно передачей денег под целевое финансирование не ограничивается – речь идет об активном участии команды фонда в развитии стартапов – концепция «рука на пульсе». Формально все выглядит чудесно – это и контакты клиентов, партнеров, инвесторов; доформирование команд стартапов и т. д. «Аквариум с рыбками в офис нужно покупать из денег следующего раунда инвестиций, – написано в презентации AddVenture, – денег на российском рынке для хороших проектов по-прежнему в избытке».
Кроме того, AddVenture обещает своим проектам предоставить возможность общения с экспертами, которые сотрудничают с фондом, – на сайте представлено около тридцати биографий специалистов по созданию контент-проектов, игровых приложений и ПО для социальных сетей, стратегическому менеджменту, вертикальному поиску и т. д. В целом это все то, что увеличивает успех проинвестированных бизнесов. Правда, для самих бизнесов это может стоить немало – десятой частью акций будущей компании дело явно не ограничивается, скорее всего, речь идет как минимум о четверти или трети и может достигать половины.