Мероприятие прошло в формате ток-шоу: в студии IT-кухни побывали представители ключевых игроков рынка ИТ. Конференция была поделена на пять тематических блоков.
Представляем дайджест цитат спикеров.
«Мы делали несколько исследований про пандемию. Например, мы просмотрели мониторинг финансовых потоков, который делает ЦБ, по месяцам: в мае-июня был минимум в индустрии разработки ПО. ОКВЭДы — это новая тема, когда стали смотреть по мониторингу денег, все стали о них задумываться. У многих компаний ОКВЭД вообще не совпадает. Мы боролись за признание отрасли пострадавшей.
К COVID адаптируются не только компании, но и злоумышленники. Фишинговые рассылки, связанные с социальной инженерией, составляли 16% киберугроз во втором квартале. Другой способ угроз связан с удалёнкой. Угрозы через цифровизацию активизируются. Появляется какая-то тематика, и злоумышленники сразу начинают её использовать», — Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch.
«Нужно сказать, что история, связанная с мессенджерами, выросла кратно. Россия входит в десятку стран с высоким потреблением мессенджеров. И бизнес уходит в мессенджеры, и государство. Viber сделал в этом году проект — коронавирус.рф. В этом сообществе у нас сегодня 5 млн человек. Мессенджеры — это не только средства коммуникации. Это платформы, аналог социальных сетей. Они позволяют писать, создавать контент и получать необходимую информацию. ИИ также сегодня большой тренд. В особенности в совокупности с чат-ботами, которые успешно работают в мессенджерах», — Анна Знаменская, директор по глобальному развитию бизнеса Rakuten Viber.
«Тренд образования — инвестиционный бум в EdTech. Инвестиции в EdTech побили все рекорды. За первые три квартала 2020 года венчурные капиталисты вложили в отрасль более $8,3 млрд. И основные рынки — это Китай, Индия и только потом США. Самые дорогие образовательные стартапы далеко уже не в пределах Америки. Cейчас мы задаемся вопросом «Что такое онлайн-образование 2.0?». Оно должно строиться по принципу индивидуализации образовательных маршрутов. Образование должно стать не в пример обычному: лаконичное и компактное. Оно должно стать более интерактивным и сопровождаться трекингом, мотивацией и результативностью», — Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетология-Групп».
«По сегментам драйверами являются электронная коммерция, которая вырастет в этом году на 16-18% а онлайн-кинотеатры и игровая индустрия стали настоящим бумом. Хуже дела обстоят у инфраструктурного сегмента. Наиболее пострадал сегмент маркетинга и рекламы: рост составил 2-3%. Интернет-аудитория составила в этом году 95,5 млн человек. Также увеличилось время потребления контента. Сегодня у нас наблюдается снятие административных барьеров, например, продажи безрецептурных препаратов, электронный документооборот и регулирование удаленной занятости», — Мария Сайкина, аналитик РАЭК.
«Я бы хотела обозначить некоторые факторы, которые будут способствовать успеху: устойчивость и непрерывность бизнеса, безопасность. Мы видим, как увеличиваются темпы цифровизации. При прочих равных эти результаты могли быть достигнуты через 3-4 года. Есть вдохновляющие примеры: ритейл-отрасль героически себя проявила. Квалификационный разрыв — острая проблема, актуальная как никогда. 45% сотрудников не соответствуют квалификационным требованиям работодателя. В следующем году должно появиться ещё больше образовательных программ», — Эльза Ганеева, менеджер по работе с государственными органами Microsoft.
«Касаемо нашего конкурса мы подводим итоги. На данный момент у нас 56 заявок было рассмотрено на грантовом комитете, из них 41 заявка по разработчикам и 15 — по внедрению, поддержано было 44 заявки, сумма грантов более 4 млрд рублей. Были проекты по онлайн-образованию, онлайн-медицине», — Дмитрий Крюков, генеральный директор РФРИТ.
«GovTech — это гостех. Направление, в котором инновационные компании и представители государства оцифровывают свои технологии. Весь публичный рынок — это порядка $400 млн или приблизительно 100 игроков. Есть четыре сегмента: цифровое правительство, умный город, государственное управление и crime tech. Тренды гостеха сегодня: цифровая идентификация граждан, мультиканальное вовлечение граждан, адаптивная безопасность, рабочая сила в цифровой форме, аналитика везде», — Виктор Яковлев, сооснователь Leo Agency.
«Мы активно развиваем повестку машинного обучения, мы на острие. Наша команда машинного обучения — одна из сильнейших в стране. Как и у любого бизнеса, есть некоторые опасения при работе с госорганами. Есть негативная тенденция: у большинства специалистов в профессиональной среде мотивация теряется при перспективах работы с государством», — Валерий Бабушкин, директор по Моделированию и Анализу данных X5 RETAIL GROUP.
«Цифровая трансформация в моем понимании — это переход к цифровому предприятию. А оно, в свою очередь, делает не только традиционные, физические продукты, но и цифровые продукты, генерирующие прибыль и расширяющие инвестиционный портфель. Мы финансируем эти процессы за счёт собственных средств. Это дает нам уверенность с точки зрения того, что можем обосновывать свои изобретения», — Михаил Козлов, директор департамента IoT МТС.
«Когда началось активное движение бизнеса вглубь цифровой воронки, разные компании бежали с разной скоростью. Интереснее посмотреть на индустриальные компании, какие-то смогли сформировать цифровой образ. Например, Газпромнефть более цифровая, чем Роснефть», — Алексей Фирсов, вице-президент РАСО.
«Один из важных фокусов в инициируемых отраслью конкурсах — Искусственный Интеллект. Государство точно идёт по этому пути. Если брать РФРИТ, мы не занимаемся НИОКРами, но мы не единственные, всегда есть те, кто поддерживает и вкладывается в это направление. От проектов, которые приходят в фонд, мы, прежде всего, ожидаем выполнения тех показателей, которые заявились к участию и которые были признаны экспертами в числе ключевых ожиданий последней повестки. Это этапное финансирование. В этом году государство давало 80% финансирования», — Алексей Бойко, Департамент грантового финансирования РФРИТ.
«Планы были шедевральные. Мы думали, что в марте просто будет всё чудесно, но они провалились на 90%. Та же ситуация продолжилась в апреле и в мае, но июнь показал рост, который закрыл и оправдал ожидания на 2020 год. Мы рады, что удалёнка позволила упростить ряд процессов: переход на собеседования в Zoom, например, позволил существенно экономить рабочее время», — Юлия Карпова, генеральный директор RealHR.
«Для меня, в первую очередь, два момента имеют значение: то, насколько человек горит идеей, и то, насколько он готов быть каждый день, лучше чем он был вчера. Также мы обращаем внимание на достижения и рекомендации с предыдущих работ. Будет плюсом, если вся команда разделяет единые ценности», — Михаил Азовцев, советник генерального директора РФРИТ.
«Сейчас я могу сказать, что мы перевыполнили план. У нас 94 300 человек приняли участие в хакатонах «Цифрового прорыва», эта цифра на 30% больше, чем в прошлом году. Это была возможность для специалистов, оказавшихся без занятости. Благодаря нам такие специалисты нашли работу. Я очень рада, что мы помогли людям найти работу в цифре. В том числе, у нас было много специалистов в смежных областях, которые и не думали об IT-области, но пандемия подтолкнула их к этой сфере», — Татьяна Голубовская, директор по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ, куратор проектной команды конкурса «Цифровой прорыв».
«Наша горячая линия работала без остановки. Это, скорее, была служба психологической поддержки. Был период затишья, когда вакансий больше не становилось. Работодатели придерживали эту ситуацию, но летом всё вернулось к начальному этапу. В этот период мы советовали, как проходить собеседования, в том числе удаленные. Для нас этот год был очень активным, много было запросов с одной и другой стороны. Если человек горит и хочет, ничего его не сможет остановить», — Елена Никифорова, директор департамента по работе соискателями SuperJob.
«Мы планировали удваиваться в этом году, заметен колоссальный рост интересующейся аудитории. Этот год заставил многих задумываться о том, что делать, если это повторится. В этом плане этот год способствовал реализации наших планов. В линейках уровня топ мы делали ставку на blended формат, и, к сожалению, пришлось его трансформировать», — Алексей Полехин, программный директор «Нетология-Групп».
«Трек импортозамещения так или иначе направлен на рынок B2G. Всё, что касается пользовательских решений, — это очень непростая задача. Российские компании есть, мы видим все экосистемы в нашем смартфоне. Вообще, мне кажется, рынок пользовательских приложений — это крайне сложная субстанция. На рынке B2C работают иные правила, и невозможно квотированием решить это. Могут быть послабления и льготы, чтобы это развивалось», — Дарий Халитов, директор по развитию ИТ «Ростелеком».
«Как пользователь могу сказать, что иконки в моём смартфоне пестрят российскими сервисами. Если говорить о нашей компании, то достаточно много отечественного софта у нас стоит. Мы в 2016 году зарегистрировали отдельную компанию, которая работает только на российском рынке. А «Акронис» сразу зарегистрирована была в Сингапуре и Швейцарии. Это изначально международная технология, конкурентоспособная в мировом масштабе. Российская разработка имеет свою специфику», — Елена Бочерова, исполнительный директор «Акронис Инфозащита».
«Если мы сделаем удобный продукт для муниципалитета, школы, человека в Перми, то он будет востребован и в Кейптауне. Если мы замкнёмся в локальном рынке, когда мы потеряем этот рынок — вопрос времени. Конечно, с платформой идти лучше на западные рынки. Но давайте смотреть правде в глаза: экспортировать надо уже сейчас. Это хорошее правильное направление, но это не действие как таковое. Мы ищем направления, где сейчас можно предлагать решения. Это отрасли и страны, которые переходят с платформы на платформу. Например, возникает вопрос «Где хранить данные?». Есть ниши», — Армен Кочаров, заместитель генерального директора компании «Новые облачные технологии» («МойОфис»).
«Нам нужны платформенные решения. Эта работа трансформировалась в каталог совместимости ПО. Это удобно и заказчикам, и вендорам, и пользователям. На что сейчас есть запрос? Нужно заказывать отчёты, что происходит на эти рынках. Далее нужно компаниям помочь проанализировать, с какими партнёрами выйти на новые рынки, есть ли там конкуренты», — Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный Софт».
«Мы написали в 2002 году о том, что нужно создавать экспортный центр. Я не понимаю, почему этот процесс был таким длительным. Государство создало РЭЦ. Мы делали бизнес-миссии, выставки, а потом это всё прекратило работу. Пузырь этот сдулся. Индия стала номером один в аутсорсинге, а у нас РЭЦ так не сработал. Мы можем выходить на глобальный рынок с технологиями в сфере информационной безопасности. На эту платформу может выходить рынок развивающихся стран. Этот рынок стоит подзавоевать. Нужно замещать платформу целиком, а не маленькие кусочки. И создавать новое и с этим выходить на глобальный рынок. Нужно, чтобы мы создавали внешние условия финансирования, например альтернативную платёжную систему», — Валентин Макаров, президент «Руссофт».
«Инвесторам интересно инвестировать в disruptive technologies. Наша общая задача — сломать инерцию мышления и двигаться в сторону disruption. Сами технологии всё быстрее развиваются. Паровой энергетике понадобилось 120 лет, а ИИ понадобится всего несколько лет, чтобы проникнуть во все сферы жизни. ИИ постоянно побеждает человека во всех играх. Но эти достижения взламывают и экономику. ИИ добавляет к каждому процессу value. ИИ может стать сама по себе доминирующей индустрией», — Евгений Кузнецов, генеральный директор «Орбита Кэпитал Партнерз».