А бизнес растет
Акции «Яндекса» на NASDAQ 2 января, в первый день торгов в 2014 году, стоили на закрытии $42,63 за бумагу; в минувшую пятницу, 3 октября, цена составила уже $27,67 – таким образом, снижение за девять месяцев составило примерно 35%. За это время капитализация крупнейшей российской интернет-компании снизилась более чем на $4,8 млрд – до $8,883 млрд. Стоимость ее главного конкурента, Mail.ru Group, за этот же период уменьшилась почти на $3,4 млрд – до $5,855 млрд. В первый рабочий день января акции этой компании торговались на Лондонской бирже по $44,22 за бумагу, в минувшую пятницу – по $28, что означает удешевление приблизительно на 37%.
При этом индекс РТС с января по октябрь снизился примерно на 14% – до 1120,2 пункта. Именно с этим индексом корректно сравнивать показатели «Яндекса» и Mail.ru Group: он считается в долларах, в этой же валюте торгуются и акции этих компаний, указывает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Этот индекс учитывает показатели 50 крупных компаний из разных секторов, в том числе из реального сектора – например, ЛУКОЙЛа, «Газпрома», «Уралкалия». Индекс NASDAQ (его часто называют «технологическим» в силу специфики биржи – листинг на ней имеют многие IT-компании), с которым также рекомендует сравнивать котировки Либин, вырос с 6–7 января до 6–7 сентября на 7% до 4454,8 пунктов.
Между тем, бизнес у обеих интернет-компаний растет, свидетельствует их отчетность за первое полугодие. Выручка «Яндекса» в январе–июне увеличилась на 34%, до 23 млрд руб., скорректированная EBITDA – на 12%, до 9 млрд руб. У Mail.ru Group доходы в первые шесть месяцев выросли на 22%, до 15,1 млрд руб., EBITDA – на 20%, до 8 млрд руб. У «Яндекса» – хорошие показатели, а у Mail.ru Group – серьезное снижение темпов роста рекламной выручки, отмечает аналитик Сбербанк CIB Анна Лепетухина. Она указывает на то, что обе компании зависят от состояния рекламного рынка, на котором сказывается макроэкономическая нестабильность.
Почти 99% выручки «Яндекса» обеспечивает реклама, в первую очередь – контекстная (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах). У Mail.ru Group поступления от рекламы в общей выручке составляют только 31%; за первое полугодие ее рекламные доходы выросли почти на 17%, до 4,7 млрд руб.
В целом затраты на интернет-рекламу в первом полугодии, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, увеличились на 20%, до 38 млрд руб. Получается, что «Яндекс» рос быстрее рекламного рынка, Mail.ru Group от него отстала. Обе компании констатировали в отдельно взятом втором квартале падение выручки от медийной, баннерной рекламы. У «Яндекса» это снижение составило 6%, у Mail.ru Group – 10%.
Mail.ru была вынуждена пресмотреть свой прогноз по годовой выручке: ее рост теперь ожидается на уровне 14–18%, хотя ранее речь шла о 22–24%, рентабельность по EBITDA останется на ранее заявленном уровне – около 53%. Mail.ru Group отчиталась по итогам первого полугодя и пересмотрела свой прогноз 22 августа: в тот же день ее акции подешевели почти на 12%, до $28,8 за бумагу.
Падение доходов от баннерной рекламы обе компании объясняли неблагоприятной макроэкономической и геополитической ситуацией.
Обе интернет-компании в этом году приобретали новые активы, но это почти никак не отразилось на их капитализации. «Яндекс» в середине июня объявил о покупке за $175 млн сайта Auto.ru, специализирующегося на продаже автомобилей. Кроме того, поисковик перекупил команды сервисов AdFox, PriceLabs, Parascript. Были запущены новые проекты, например «Яндекс. Мастер» и перезапущены старые – «Яндекс. Музыка».
Mail.ru Group в этом году стала единственным владельцем самой популярной в стране социальной сети «ВКонтакте». Сначала в апреле группа выкупила за 12,43 млрд руб. почти 12% сети у гендиректора «МегаФона» Ивана Таврина, а в сентябре приобрела за $1,47 млрд (55,8 млрд руб.) оставшиеся 48% у фонда UCP. 16 сентября, когда было объявлено об этой сделке, означающей конец акционерного конфликта во «ВКонтакте», акции Mail.ru Group подорожали всего на 3%, до $30,9 за штуку.
Госрегулирование как угроза
Падение котировок российских интернет-компаний обусловлено не только общими для всего российского бизнеса проблемами, такими как кризис на Украине, и замедлением роста экономики в целом, но и опасением, что госрегулирование рунета будет ужесточаться, указывает аналитик инвестбанка «Открытие Капитал» Александр Венгранович.
Фондовый рынок негативно реагировал на несколько ключевых событий, согласен Либин. В апреле Госдума одобрила во втором и третьих чтениях поправки в закон «Об информации...» (так называемый закон о блогерах), которые по сути приравняли интернет-блогеров к СМИ. А 24 апреля президент Владимир Путин на медиафоруме Общероссийского народного фронта заявил, что интернет задумывался как «спецпроект ЦРУ», а все, что идет через находящиеся в США сервера, «там контролируется».
Если 1 апреля акции «Яндекса» стоили на бирже $31,49 за штуку, то 28-го – лишь $24,01: снижение составило 24%. Mail.ru Group подешевела сразу на 33%: с $36,85 до $24,51 за бумагу. Затем акции и той, и другой компании стали дорожать. Все боялись усиления регулирования, но когда опасения развеялись, начался рост, отмечает Либин. Кроме того, стало известно, что Путин впервые с 1999 года встретится с представителями интернет-отрасли на форуме «Интернет-предпринимательство в России» (встреча состоялась 10 июня).
Но в конце мая депутат Андрей Луговой попросил Генпрокуратуру проверить деятельность «Яндекса». Если поисковик агрегирует новости и аналитику ведущих российских и зарубежных СМИ, он должен соблюдать правила, которые распространяются на СМИ, настаивал Луговой. С 27 по 30 мая акции «Яндекса» подешевели почти на 5%, до $31,14 за штуку, бумаги Mail.ru Group, наоборот, в эти дни подорожали на 3%, до $34,04 за штуку.
В июне на форуме Путин не затронул самую болезненную тему – является ли «Яндекс» СМИ; в июле свой ответ наконец-то дала Генпрокуратура: нет, не является. Рост котировок возобновился.
В середина сентября стало известно, что Совет безопасности на ближайшем заседании обсудит возможные угрозы для Рунета – в частности, его отключение от глобальной сети; это тут же толкнуло цены на «Яндекс» и Mail.ru вниз. Заседание прошло 1 октября, на нем Путин заявил, что государство не намерено «огосударствлять интернет». «Мы не намерены ограничивать доступ в сеть, ставить ее под тотальный контроль», – подчеркнул президент. Однако фондовый рынок либо не заметил этого заявления, либо ему не поверил. 1 октября акции «Яндекса» подешевели почти на 5%, до $26,45 за бумагу, Mail.ru Group – на 4%, до $26,99.
Негативная реакция на возможные регуляторные изменения длится около дня или недели: это происходит, когда появляются заявления об изменениях в законодательстве, а у рынка нет понимания, что именно предлагается и как это отразится на интернет-компаниях, считает Лепетухина. Но после этого котировки восстанавливаются, обнадеживает она.
Аналитики не советуют продавать акции интернет-компаний: Венгранович рекомендует держать «Яндекс» по целевой цене $32, а Mail.ru Group – покупать; Либин также рекомендует держать бумаги «Яндекса».
Дарья Луганская