На совместном предприятии NSN в особой экономической зоне г. Томска налажен выпуск мультистандартных базовых станций Flexi Multiradio 10, способных работать как в различных стандартах (2G/GSM/GPRS/EDGE, 3G/WCDMA/UMTS/HSPA и 4G/LTE/FDD/TDD/LTE-Advanced), так и частотных диапазонах (800, 900, 1900, 2100, 2500/2700 МГц). Причем эти БС созданы в соответствии с концепцией SDR (Software Defined Radio), то есть для работы на той или иной технологии и диапазоне они требуют лишь обновления ПО, а не физической замены «железа». На практике это означает, что, приобретая такие БС сегодня для расширения своих сетей 2G/GMS или 3G/UMTS, российские операторы получают про запас и оборудование LTE-ready. Причем не просто сегодняшний LTE, который правильнее было бы назвать стандартом pre-4G, а настоящий 4G – то есть поддержку будущей более совершенной технологии LTE-Advanced (3GPP Rel. 10). Пилотная партия Flexi Multiradio 10 стала первым сетевым оборудованием для сотовых сетей в целом, как и первым совместимым со стандартом LTE оборудованием, произведенным в России и предназначенным для российских заказчиков. Интересно и то, что впервые для обеспечения фазовой синхронизации базовой станции LTE будет использована российская система ГЛОНАСС (не сообщается, вместе или вместо GPS, использующейся для этих целей операторами всего мира). Соглашение о JV «Центр беспроводных технологий», подписанное партнерами в сентябре 2011 года (75 % у NSN, 25 % у НПФ «Микран», еще 25 % планирует выкупить корпорация «Роснано»), предусматривает передачу со стороны Nokia Siemens Networks знаний, необходимых для организации серийного производства с объемами выпуска, позволяющими удовлетворить потребности российского телекоммуникационного рынка. Специалисты НПФ «Микран» будут использовать технологии, ноу-хау и оборудование Nokia Siemens Networks для производства базовых станций для сетей 4G стандарта LTE, включая системные модули, радиомодули и узлы для сетей LTE.
«Мы привнесли в страну технологические ноу-хау, что поможет развитию в России собственного кадрового потенциала для производства самого современного оборудования LTE, а также станет одной из составляющих при переходе к инновационной экономике, – отметила Кристина Тихонова, генеральный директор Nokia Siemens Networks в России. – Россия является важным рынком для Nokia Siemens Networks. Благодаря размещению здесь производственных мощностей мы сможем стать ближе к российским операторам, упростив логистику и сократив сроки поставок базовых станций для быстрого развертывания сетей».
Официальные лица партнеров на открытии совместного производста в Томске. Фото NSN
Отдельный вопрос связан с уровнем локализации производства NSN в России, которое в настоящее время находится в рамках «отверточного». Пока под Томском налажено не производство, а лишь финальная сборка, да и то не всей распределенной БС Flexi Multiradio 10, а лишь ее части – блока обработки базовых частот (BBU в варианте наружного использования). Соответственно, радиочастотный блок (RRU) пока не производится. При этом все электронное оборудование для производства БС в Россию ввозится, после финальной блочной сборки оно тестируется, в него загружается ПО. Однако так будет не всегда – уже сегодня на соседней площадке Nokia Siemens Networks ведет строительство нового производственного цеха, в котором будет осуществляться непосредственная сборка печатных плат, что потребует не только высокой степени автоматизации производства, но и масштабные скоординированные поставки мелких комплектующих. Соответственно, процент локализации значительно возрастет, как и масштаб производства – к концу 2012 года NSN рассчитывает выйти на производственный уровень в 10 тыс. БС в год (возможно увеличение мощности до 30 тыс. БС). Стоит также отметить, что Nokia Siemens Networks уже создала базу для проведения в России научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, открыв R&D-центр в технопарке «Система-Саров» Нижегородской области и лабораторию Smart Lab в Сколково (см. новость раздела «Мобильная связь» от 4 июля 2011 г.). Кроме того, компания открыла в Воронеже один из пяти глобальных центров эксплуатации сетей (GNOC) для обслуживания российских сотовых операторов и их коллег по странам Восточной Европы и СНГ (см. новость раздела «Оборудование» от 8 сентября 2011 г.).
Экономическая целесообразность строительства в России собственной производственной площадки вряд ли имеет место, – здесь прежде всего идет речь о получении произведенным оборудованием «российского» статуса. Напомним, что именно инфраструктурное оборудование «отечественного производства» стало критически важным условием для строительства сетей LTE государственным «Ростелекомом», получившим частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц в 39 регионах РФ по итогам аукционов 2010 года (еще одну лицензию в Чеченской Республике получил «Вайнах Телеком»). Именно с неопределенностью в законодательной трактовке термина «телекоммуникационное оборудование российского происхождения» и была связана задержка в развертывании сетей LTE в России «Ростелекомом» (впрочем, свою роль здесь сыграла и медлительность МО РФ в выдаче положительного заключения об электромагнитной совместимости оборудования, полученного «Ростелекомом» совсем недавно). «Это дает возможность поставлять оборудование держателю лицензии, в которой содержится условие использования оборудования, только получившего статус российского происхождения. В то же время при существующих тарифах на импорт готовой продукции и комплектующих к ней экономическая целесообразность этого решения неочевидна», – подтверждает заместитель директора департамента по связям с общественностью регионального отделения Huawei по России, Украине и Белоруссии Дмитрий Бучнев.
Напомним, что в настоящее время соответствующий Приказ Минпромторга РФ и Минэкономразвития РФ от 17 августа 2011 года № 1032/397 «Об утверждении параметров, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения…» уже находится на рассмотрении в Минюсте РФ. Продолжает г-н Бучнев: «В проекте такого документа содержится ряд требований к производителю. Одно из них определяет, что производитель телекоммуникационного оборудования должен являться налоговым резидентом Российской Федерации, не менее 50 % акций (50 % долей в уставном капитале в случае, если производителем является общество с ограниченной ответственностью) которого должно принадлежать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственным корпорациям или гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим двойного гражданства, или производитель является унитарным предприятием».
Кроме того, в проекте также содержатся следующие требования к заявителю: обладание правами на конструкторскую документацию и ПО, используемые в телекоммуникационном оборудовании, в объеме, достаточном для его производства, модернизации и развития; научно-производственная база, необходимая для организации производства, гарантийного и послегарантийного обслуживания телекоммуникационного оборудования; полный цикл сборки печатных плат и финишную сборку телекоммуникационного оборудования на территории Российской Федерации. Уровень локализации производства телекоммуникационного оборудования для придания ему статуса «российского происхождения» характеризуется полнотой использования следующих операций: изготовление плат печатного монтажа для электронных блоков; монтаж элементов на платы печатного монтажа, электронных модулей и финишная сборка оборудования; изготовление механических деталей и корпусных элементов; программирование, функциональное тестирование электронных блоков и изделия в целом.
Производство BBU Flexi Multiradio 10: этапы установки плат на крышку модуля и загрузка ПО. Фото NSN
Очевидно, что таким критериям совместное производство NSN будет соответствовать уже в ближайшее время (печатать платы будут, 25 % акций выкупит «Роснано», доведя долю NSN до искомых 50 %, необходимое патентное портфолио у компании имеется и т. д.). Именно на этих требованиях и основывается первопроходческий опыт Nokia Siemens Networks в России, а его уверенность в правильности выбранного курса и готовность дальнейших инвестиций в развитие производства, видимо, объясняется сильным лоббистским ресурсом (все-таки 25 % в JV будет у «Роснано»). В то же время, пока официальных критериев признания произведенного на территории РФ телекоммуникационного оборудования российским не существует, конкуренты не спешат с активными действиями, ограничиваясь лишь декларацией о намерениях. К примеру, официальный комментарий крупнейшего в мире поставщика сетевого оборудования Ericsson (об итогах операционной деятельности компании в III квартале 2011 года и визите СЕО Ericsson Ханса Вестберга в Россию см. материал рубрики «Оборудование» от 21 ноября 2011 г.) звучит следующим образом: «Мы внимательно изучаем различные возможности для локализации производства в России. Когда соответствующее решение будет принято, мы обязательно расскажем о нем рынку». Стоит отметить, что примерно такой же осторожной позиции вендор придерживался и год назад, откуда напрашивается вывод, что ситуация с законодательным обеспечением «отечественных производителей» до сих пор остается крайне неопределенной.
Но если Ericsson пока весьма острожен даже в оценках ситуации, ближайшие конкуренты все же решились на создание совместных предприятий, хотя и без каких-либо конкретных планов по производству, – все ждут выхода соответствующего Приказа Минпромторга и Минэкономразвития РФ. К примеру, Huawei, несколько лет назад выкупивший долю партнёра в российском JV (сейчас предприятие входит в «Техкомпания Хуавэй»), «имеет планы по производству оборудования LTE, но конкретные сроки будут определены после утверждения соответствующего документа», – уточняет заместитель директора департамента по связям с общественностью регионального отделения Huawei по России, Украине и Белоруссии Дмитрий Бучнев.
Что касается Alcatel-Lucent, то в июне 2011 года компания объявила о расширении сотрудничества в области LTE в рамках своего JV Alcatel-Lucent RT с госкорпорацией «Ростехнологии». Данное соглашение подразумевает организацию производства, а также адаптацию решения к требованиям российского рынка, для чего в Санкт-Петербурге компании откроют центр исследований и разработок под управлением Alcatel-Lucent RT. Пресс-служба Alcatel-Lucent пока не комментирует конкретных планов и номенклатуры продукции: «Сотрудничество компаний Alcatel-Lucent и Государственной корпорации «Росстехнологии» в рамках совместного предприятия Alcatel-Lucent RT реализуется согласно достигнутым соглашениям. СП Alcatel-Lucent RT предлагает передовые телекоммуникационные решения для быстрорастущих сегментов поставщиков услуг связи и корпоративных коммуникаций в регионе и занимается разработкой, производством и поставкой решений, которые по высокой степени надежности и безопасности соответствуют требованиям, определенным российскими и региональными государственными организациями. Реализация соглашения осуществляется в соответствии с намеченными планами. Мы также рассматриваем возможность дальнейшего расширения портфеля продуктов, предлагаемых через СП Alcatel-Lucent RT».
BBU Flexi Multiradio 10 от Nokia Siemens Networks. Именно такое оборудование LTE-Ready сегодня уже производят в России
Напомним, что, по данным аналитиков Dell'Oro, Ericsson и Alcatel-Lucent обошли конкурентов на LTE-рынке (44 % и 33 % соответственно), главным образом за счет крупнейших контрактов с американскими операторами Verizon Wireless и AT&T. При этом китайский Huawei, занимающий 2-е место на рынке инфраструктурных решений, занимает на рынке LTE лишь 8 %, 4-е место у Nokia Siemens Networks (см. новость раздела «Оборудование» от 25 ноября 2011 г.). В то же время Huawei, ссылаясь на недавний отчет ассоциации GSA, приводит другие данные о распространенности своих решений LTE: из 35 коммерческих сетей LTE в мире 18 используют комплексное решение SingleRAN LTE от Huawei, что свидетельствует о первом месте на рынке с долей 50 %. Однако по массовости и числу абонентов, работающих в сетях LTE, лидирует все же Ericsson – по словам вице-президента Ericsson по радиодоступу Ульфа Эдвальссона, 100 из 150 млн потенциальных абонентов запущенных на сегодня коммерческих сетей LTE так или иначе работают на сетевом оборудовании от Ericsson, потому что 99 % контрактов Ericsson приходится на крупнейших операторов мира (см. материал рубрики «Оборудование» от 9 марта 2011 г.). При этом аналитики Dell'Oro говорят о 20 % роста доходов от продажи решений радиодоступа mobile RAN по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, главным образом за счет роста экосистем LTE и продолжающегося развития 3G/WCDMA, вклад которых в рост рынка составил 30 и 50 % соответственно. Что касается Nokia Siemens Networks, сделавшего решительную ставку на развитие бизнеса в России (см. материал рубрики «Оборудование» от 16 сентября 2010 г.), то компания продолжает испытывать существенные финансовые сложности, объявив недавно об увольнении 17 тыс. сотрудников (23 %) к 2013 году и концентрации на двух ключевых направлениях бизнеса: мобильный широкополосный доступ, включая решения для оптических сетей, управление качеством обслуживания абонента и услуги. «Наша цель – предоставить наиболее эффективные сети мобильной связи по всему миру, использовать экспертизу для максимизации ценности этих сетей и предоставить услуги для бесперебойной работы сетей, – отметил СЕО Nokia Siemens Networks Раджив Сури. – Несмотря на необходимость проведения реструктуризации некоторых подразделений компании, наши обязательства в области R&D остаются неизменными, и инвестиции в развитие направления мобильного широкополосного доступа будут расти в течение нескольких последующих лет». По мнению многих аналитиков, столь трудный шаг был сделан компанией для снижения издержек и реструктуризации бизнеса в преддверии возможного выхода на IPO.